28 апреля состоится одно из самых важных событий для отечественной киноиндустрии – IV церемония вручения премии "Золота дзиґа", которую присуждают члены Украинской киноакадемии. Ее исполнительный директор Анна Мачух рассказала L’Officiel-Украина о работе киноакадемии и значении награды для украинского кино.
Анна, как случилось, что, получив образование политолога и работая в крупной аудиторской компании, вы в какой-то момент сменили курс и оказались в киноиндустрии?
Да, моя специализация – "международные отношения", но кино всегда было моим хобби: я следила за новинками, а в кинотеатр ходила как минимум раз в неделю. В 2010 году я организовывала первую конференцию IT-технологий и инноваций IDCEE, основанную Викторией Тигипко, и, когда она пригласила меня поработать на Одесском кинофестивале, я, конечно же, согласилась. Несколько лет я занималась маркетингом и развитием бренда, а затем и Кинорынком ОМКФ. В 2016 году мне предложили возглавить Украинскую киноакадемию, по сути, объединившую всех профессионалов страны, – сейчас в ее состав входят 405 киноакадемиков, которые и голосуют за награждение премией "Золота дзиґа".
Плащ Red Valentino, рубашка Nanushka, туфли Litkoskaya
Самый знаменитый пример подобного профессионального объединения – Американская киноакадемия и премия "Оскар". Руководствовались ли вы этим примером?
До того как прописать принципы деятельности киноакадемии, мы изучили весь мировой опыт, включая работу национальных академий, Европейской академии и Британской академии телевидения и киноискусства BAFTA, всего их насчитывается около 40. Наша киноакадемия действует по международным стандартам, и если сравнивать, то наш аналог, это скорее Европейская киноакадемия или та же Польская киноакадемия.
В нашей стране, к сожалению, почти не развит институт звезд, а профессия агента актеров практически отсутствует на рынке. Содействует ли киноакадемия решению этой проблемы?
Это одна из основных задач церемонии, очень важно, чтобы наши актеры и режиссеры чувствовали себя звездами. На это мероприятие нужно надеть смокинг или вечернее платье согласно дресс-коду black tie – мы с этим много работаем и всем гостям высылаем письма с четким брифом по внешнему виду. Ваши читатели и кинозрители, которые следят за актерами, хотят видеть их красивыми и нарядными, поэтому в процессе подготовки к церемонии их этому обучают. А работа с агентами – это вопрос весьма сложный, потому что как таковых агентов у нас действительно нет. Чаще всего в этой роли выступают кастинг-директора, что совершенно неправильно. Поэтому сейчас мы готовим отдельный проект, который будет обучать агентов. Провести его планируем в конце года. Это востребованная и важная для индустрии профессия – актер не должен сам перечитывать договоры и обсуждать условия, он должен прийти на кастинг и хорошо отработать в фильме, а не заботиться о том, что у него в контракте не учтен какой-то пункт.
Жакет и брюки Vince, рубашка Nanushka, очки - собственность стилиста
Буквально несколько месяцев назад вы запустили онлайн-платформу, поддерживающую не только актеров, но и представителей всех профессий киноиндустрии.
Да, ресурс DzygaMDB – это продолжение нашей деятельности. До последнего момента связаться с нужным человеком из индустрии можно было только через личные контакты и соцсети, поэтому на платформе созданы профили актеров, режиссеров, художников по костюмам со всей необходимой информацией. Ресурс работает на английском и украинском языках. В феврале мы представили его на Берлинале, скоро расскажем о нем в Каннах и на других фестивалях, чтобы кастинг-директора и продюсеры из разных стран могли легко найти информацию об украинском кино и профессионалах нашего рынка на одном ресурсе.
Зачастую награждения усиливают зрительский интерес к фильмам-победителям. Планируете ли вы заниматься продвижением картин, отмеченных премией "Золота дзиґа"?
Все права на фильмы находятся у правообладателей, и от них зависит, как они будут продвигать картины. Но вы правы, награждение подогревает внимание к фильму, и во всем мире большинство победителей выходят в повторный прокат и получают около 40% общих сборов. В Украине некоторые фильмы так делают последние 2 года, особенно это касается документального и короткометражного кино. Мы же в партнерстве с другими организациями и фестивалями готовим специальные показы с подборкой наших номинантов и победителей. Продвигать же фильмы на онлайн-платформах очень сложно, потому что легально в интернете украинское кино выходит крайне редко. Но скоро на DzygaMDB появится функция, с помощью которой правообладатели смогут давать ссылки на официальные онлайн-показы их фильмов.
Жакет и брюки Vince, рубашка Nanushka, мюли McQ Alexander McQueen
Этим летом вы встречались с представителями Netflix. Есть ли у них заинтересованность в украинском продукте?
Эта встреча проходила во время фестиваля в Карловых Варах. К сожалению, заинтересованности пока нет, поскольку у Netflix есть 2 варианта работы с нашим рынком. Первый – выйти в качестве платформы, демонстрирующей украинские фильмы, но это не происходит в первую очередь из-за пиратства. Второй – снимать фильмы совместно с нашим рынком, но это будет возможно, только когда заработает система кэш-рибейтов (возвращение продюсерам части средств, затраченных на производство. – Прим. ред.).
Церемония "Золота дзиґа" состоится совсем скоро, вы можете приоткрыть завесу и рассказать, какой она будет в этом году?
Каждую церемонию мы проводим так, чтобы она стала праздником для всех участников индустрии. Мы стараемся удивить гостей подборкой музыкальных номеров – например, в прошлом году у нас выступала яркая дебютантка Alyona Alyona. На этот раз будет совершенно другая концепция, мы готовим нечто особенное, но пусть это останется сюрпризом для гостей и зрителей онлайн-трансляции. Также в этом году мы ввели 3 новые номинации: "Лучший визуальный эффект", "Лучший полнометражный анимационный фильм" и "Открытие года". Последняя награда очень необычная, поскольку награжден может быть кто угодно – и фильм, и событие, и человек. Принимать решение будут не киноакадемики, а члены правления и наблюдательный совет на закрытом заседании. Ждать осталось недолго – уже через месяц мы узнаем, кого они назовут главным открытием 2019 года.
Над съемкой работали:
Фотограф: Михаил Вовк
Стилист: Яков Котлик
Прически и макияж: Мария Сова
Продюсер: Диана Мельникова
Образы предоставлены ЦУМ Киев.
Читайте также: Ірина Цілик про перемогу на фестивалі "Санденс"