Время собирать: как коллекционеры делают искусство достоянием мировой культуры

Lifestyle
13.01.2021
ТЕКСТ: ОЛЬГА АРТЕМЕНКО
Собирательство – это своего рода болезнь, и начинается она с невинной покупки понравившейся работы.
ПОДЕЛИТЬСЯ

У ВАС ЕСТЬ СТРАСТЬ?

Любой коллекционер без капли сомнений ответит «да». Эти люди посвящают собиранию прекрасного десятки лет, а то и всю жизнь. Они готовы отправиться за вожделенным предметом на другой конец света, годами ждать, когда его выставят на торги, и могут отдать любые деньги (часто баснословные), чтобы наконец заполучить желанный подлинник.

Собирательство – это своего рода болезнь, и начинается она с невинной покупки понравившейся работы. Затем приобретений становится больше, а предметы, ранее просто украшавшие гостиную, превращаются в коллекцию.

Однако не всякое собрание заслуживает звания коллекции. О культуре коллекционирования и о том, кого можно полноправно считать коллекционером, рассказывает новая выставка в Музее современного искусства Одессы.

Проект называется «Время собирать» и представляет работы из частных собраний украинских коллекционеров современного искусства – Андрея Адамовского, Бориса и Татьяны Гриневых, Анатолия Дымчука и Вадима Мороховского.

В экспозицию вошли произведения знаменитых мастеров XX века – Марка Шагала, Сальвадора Дали, Василия Ермилова, Зинаиды Серебряковой, Татьяны Яблонской, а также известных представителей современного украинского искусства – Арсена Савадова, Влады Ралко, Валерии Трубиной и других.

«Цель этой выставки – познакомить зрителей не только с произведениями искусства и художниками, но и с коллекционерами, – говорит куратор проекта Андрей Сигунцов. – Некоторые называют коллекционирование хобби, но в большинстве случаев человек, вплотную занимающийся этой деятельностью, – настоящий профессионал.

Коллекционеры всегда играли существенную роль в становлении живописцев, влияли на развитие художественных направлений, а иногда их личный выбор определял стиль эпохи. В проекте мы показали стратегии и системы коллекционирования, работы начала ХХ века и современное искусство, которое ярче всего отражает социально-политические изменения общества».

На первом этаже МСИО размещена историческая часть: материалы об известных украинских коллекционерах – Терещенко, Ханенко, Перемене, Дыченко, Кнобеле. Также есть зал, посвященный современным коллекционерам и меценатам, который сфокусирован на исследованиях, атрибуции и реставрации. А в «кабинете коллекционера» посетители смогут почувствовать себя настоящими собирателями артефактов.

Марк Шагал, из серии Стихотворения, 1968, 32 × 25 см Из колекции Вадима Мороховского Сальвадор Дали, Восточная фантазия, 1974 Из коллекции Вадима Мороховского Сальвадор Дали, Композиция со слонами, 1970 Из коллекции Вадима Мороховского

ИЗ ЧАСТНЫХ РУК

Тысячи работ из частных собраний сегодня пополняют коллекции мировых музеев и представлены обозрению широкой публики. Благодаря коллекционерам были созданы «Метрополитен», Музей Соломона Гуггенхайма, Третьяковская галерея, Эрмитаж, Британский музей.

Украина не исключение: по инициативе семей Терещенко и Ханенко и на основе их коллекций были созданы художе- ственные музеи в Киеве, названные в честь своих меценатов.

МСИО также начался с частной коллекции крупнейшего ценителя неофициального одесского искусства Михаила Кнобеля. Его собрание насчитывало более 500 произведений.

«Я не езжу на «Сотбис». У меня свое видение того, как покупать и продавать работу», – сказал в одном интервью Кнобель, перебравший за свою жизнь около 1700 картин.

Михаил Кнобель не имел профильного образования, но обладал замечательной интуицией и легко определял талантливых художников. Он занимался меценатством, популяризировал одесскую школу, посредством своей коллекции представлял разные этапы развития и своеобразие одесского направления, а главное, мечтал открыть в Одессе музей современного искусства.

«В то время в Украине не было частных музеев. Идея создать институцию, которая будет заниматься не только коллек- ционированием и сохранением произведений, но и архивами, а также научной и просветительской деятельностью, была действительно инновационной», – отмечает Андрей Сигунцов.

Чаяния Кнобеля реализовал бизнесмен Вадим Мороховский, учредив в 2008 году Музей современного искусства Одессы. «Сейчас в экспозиции представлены работы ведущих одесских художников рубежа ХХ и ХХI веков. Особенность МСИО – постоянно пополняющаяся коллекция произведений одесских мастеров живописи и тех, кто имел непосредственное отношение к художественной жизни региона», – рассказывает куратор.

Александр Гнилицкий Богдан Перевертун Борис Косарев Климент Редько Арсен Савадов, из серии Romacrimea, 2000. Фото 111х135 см. Из коллекции Анатолия Дымчука

КТО И ЗАЧЕМ

Нефтяной магнат Пол Гетти называл себя «одержимым искусством», приобретая греческие и римские скульптуры, картины мастеров эпохи Возрождения и европейскую мебель XVIII века. В итоге благодаря коллекции Гетти был создан самый большой музей современного искусства в Калифорнии, завоевавший в 1982 году звание еще и самого богатого музея в мире: наследство в 1,2 миллиарда долларов по сей день позволяет пополнять его собрание шедеврами с престижных аукционов.

«Люди увлекались собиранием с давних времен. Коллекционирование как процесс систематизации окружающего мира начало проявляться еще в государствах древнего Востока, а также в Древней Греции и Риме, – рассказывает Андрей Сигунцов. – Во все времена коллекционирование обогащало культурную жизнь государства. Материальное и духовное наследие прошлых веков дошло до наших дней именно благодаря личным инициативам и меценатской поддержке».

Естественно, коллекционирование – это определенный социальный статус, который свидетельствует об образованности и тонком вкусе владельца. Но самые преданные фанаты не гонятся за выгодой, а искренне любят и ценят приобретаемые предметы.

Для коллекционера искусство имеет не только материальную, но и эмоциональную ценность: произведения позволяют ему проявить собственную индивидуальность, отразить мировоззрение и жизненные принципы.

Коллекционирование – это не просто складирование понравившихся картин и объектов. У каждого коллекционера есть идея, а у коллекции – миссия. Конечно, отбор происходит по субъективным факторам: кому-то ближе авангард, у кого-то вызывают трепет сцены Средневековья, а кто-то предпочитает инвестировать в работы своих современников.

«Подавляющее большинство музеев в мире и в Украине было основано на частных собраниях. Приобретенные для личной коллекции работы в будущем могут стать определяющими, ведь то, что мы видим в музее или галерее как эталон искусства, было отобрано кем-то до нас. Инициируя и поддерживая творческую деятельность, коллекционеры, безусловно, оказывают влияние на историю искусства», – подчеркивает Андрей Сигунцов.

Зинаида Серебрякова

НАЧАЛО ПУТИ

Раньше аккумулирование предметов искусства считалось привилегией богачей. Но теперь все по-другому: в XXI веке коллекционирование стало более доступным и демократичным. Теперь это не признак элитарности, ведь купить небольшую работу молодого художника может позволить себе любой человек, желающий сделать вклад в развитие искусства.

Показательный пример – супруги из Нью-Йорка Дороти и Герберт Фогель. Они были обычными госслужащими и приобретали работы, вписывающиеся в семейный бюджет почтового клерка и библиотекаря. Фогели собирали минимализм и концептуальное искусство, не боялись рисковать, делая ставку на «ноунеймов». И не прогадали: в их коллекции почти пять тысяч работ, среди которых произведения Роя Лихтенштейна, Йозефа Бойса, Синди Шерман и Такаси Мураками. В 1992 году Фогели передали свое собрание Национальной галерее искусств в Вашингтоне, где работы находятся по сей день и открыты для публики.

У маститых коллекционеров есть личные помощники – историки и теоретики искусства, которые советуют, на какие работы стоит обратить внимание. Начинающим же собирателям следует положиться на собственный «нюх».

Художественное образование для коллекционера – необязательное условие, хотя знание истории искусства не помешает. Гораздо большее значение имеют зоркий глаз, тонкий вкус и безошибочная интуиция, ведь только единицам удается прийти на выставку молодых художников и выбрать работу, автор которой в будущем окажется звездой местной или даже мировой арт-сцены.

Приобретая свое первое произведение, человек не подозревает, что оно станет основой чего-то большего. Сначала ценитель руководствуется эмоцией и впечатлением, и только через годы вырабатывается индивидуальный подход, методология и концепция собрания, которые и делают его коллекци- онером.

Еще один важный момент – насмотренность. Невозможно зайти в первую попавшуюся галерею и сразу отыскать талантливую работу. Надо регулярно посещать выставки и арт-ярмарки, общаться с художниками, дилерами, галеристами – словом, быть в теме, и тогда по прошествии нескольких лет коллекционирование превратится из хобби в образ жизни и способ мышления.

Выставка о феномене коллекционирования в Украине в МСИО продлится по март 2021 года

 

Читайте также: Художник Александр Сухолит об искусстве, сакральном процессе создания работ и женщинах

 

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).