Жить легко и безмятежно: посмотрите на идеальный дом дизайнера интерьеров Жака Гранжа

Lifestyle
10.08.2021
ТЕКСТ: MAURA EGAN
На побережье Северной Португалии
ПОДЕЛИТЬСЯ

На тихом побережье Северной Португалии выдающийся дизайнер интерьеров, невероятный Жак Гранж обустроил свою тихую гавань в идиллическом доме в деревне Компорта.

Компорта раскинулась на морском берегу Португалии в окру- жении нанесенных ветрами красивых дюн, соснового леса и зеленых рисовых полей. Живописное место в часе езды к югу от Лиссабона обычно сравнивают с точками, знававшими славу в иные времена. Можно услышать: «это Сен-Тропе 70-х» или «это Хэмптонс 80-х», а чаще «это Ибица 90-х». Когда 35 лет назад знаменитый парижский декоратор интерьеров Жак Гранж, прилетев рейсом Лиссабон – Фару, очутился на 12-километровом пляже с огромными дюнами, первая его ассоциация была с Аф- рикой. «Я словно попал в другой мир. Вся его роскошь – в природе, которая вас окружает», – говорит Гранж, недавно спроектировавший и построивший здесь Atlantic Club, новый частный жилой комплекс из 22 апартаментов.

После того судьбоносного полета Гранж стал расспрашивать об этом месте свою подругу Веру Якию, португальского дизайнера и декоратора, в свое время работавшую у него в Париже. У Веры был домик в Компорте. Она пригласила Жака погостить в этой крытой тростником пляжной хижине, в которой не было в то время ни электричества, ни водопровода. Большинство местных жителей перемещались по пляжу на багги для езды по песку, а по водным каналам – на цветастых деревянных лодках. Гранж был в полном восхищении от подобного идиллического образа жизни и в конце концов купил у Якии бывшее бунгало ее матери в городке Карвалью. При том что дизайнер славится своими роскошными интерьерами (он оформлял дома Ив Сен-Лорана, Софии Копполы, интерьеры The Mark Hotel в Нью-Йорке), для собственного тихого прибежища он выбрал спокойный и доволь- но скромный стиль. Гранж сохранил простой внешний вид дома, напоминающего рыбацкую лачугу, а изнутри полностью все побелил. Комнаты украсил марокканскими коврами, мебелью из ротанга и красочной португальской керамикой. «Я люблю море. Обожаю морской климат. Люблю здешнее чувство свободы», – говорит декоратор.

Экстерьер гостевого дома Жака Гранжа, фото Николя Матеюса Вид с площадки Atlantic Club, фото Александры де Ксабе

Одна из влиятельнейших банкирских семей Португалии Эспириту-Санту по достоинству оценила эту свободу во время первого визита сюда в 1950-х годах. Тогда Компорта еще была захолустной деревней в земледельческом регионе Португалии Алентежу. Местные жители зарабатывали на пропитание рыбалкой и выращиванием риса. Клан Эспириту-Санту скупил огромную часть земель региона и превратил их в свою летнюю резиденцию.

Многочисленные семьи, принадлежащие к этому клану, расселились в группах традиционных рыбацких домов и превратили их в мини-поселение. Новые летние адреса особо не афишировали, ведь в скромные пляжные домики были перевезены семейные реликвии и ценные предметы антиквариата, но благодаря простому облику строений никто из проходящих мимо даже не подозревал об этом.

В 1974 году, после свергнувшей 25 апреля португальский авторитарный режим Революции гвоздик, банки страны были национализированы, и семья Эспириту-Санту потеряла немало своих активов. Многие ее члены покинули страну для ведения бизнеса в других местах, их дома в Компорте опустели. Но в 1990-х некоторые представители Эспириту-Санту вернулись в Португалию, в том числе и Вера Якия. Было принято решение продать часть земель посторонним людям, не имевшим отношения к клану.

Эскиз Жака Гранжа
План-схема Atlantic Club, разработанный Мэдисоном Коксом
Развертка фасада с насаждениями, разработанная Мэдисоном Коксом
Эскиз Жака Гранжа
План-схема Atlantic Club, разработанный Мэдисоном Коксом
Развертка фасада с насаждениями, разработанная Мэдисоном Коксом
01 00
Эскиз Жака Гранжа
ПОДЕЛИТЬСЯ

После переезда Гранжа в новоприобретенный дом за ним в Компорту потянулась вся парижская светская тусовка, включая франко-арабскую модель и музу художников Фариду Хельфу, дизайнера обуви Кристиана Лубутена, промышленного архитектора и дизайнера Филиппа Старка и немецкого художника Ансельма Кифера. Они стали скупать здесь недвижимость. Многие друзья Жака, такие как Франсуаза Дюма, парижская журналистка модных изданий, стали приезжать на лето в гости к Гранжу и его партнеру Пьеру Пассбону, а потом и сами купили здесь дома. «Тут все такое аутентичное, и Атлантический океан здесь намного теплее, чем во Франции», – восхищается Франсуаза Дюма, у которой раньше был летний дом в Биаррице.

Но какими бы космополитами ни были новые обитатели Компорты, они всегда соблюдали негласное правило – уважать скромную, тем и привлекательную, естественную природу этого места. Фактически весь регион является охраняемым природным заповедником. Семья Эспириту-Санту всегда придерживалась строгих норм и правил, не допуская хаотичного разрастания застроек, в свое время обезобразивших провинцию Алгарве. И хотя некоторая инфраструктура здесь существует – школы, общественные здания и современные жилые комплексы, – самыми желанными домами для отдыха по-прежнему остаются традиционные рыбацкие хижины с низкими потолками (новые жители украсили их в скромном стиле богемного шика).

Большую часть времени здесь принято проводить на открытом воздухе, наслаждаясь общением за неторопливой семейной трапезой под тростниковым навесом и освежающими купаниями в бассейне. «Вы просто ходите из дома в дом, от обеда к ужину», – говорит Дюма. Но чаще всего люди выходят на улицу для верховой прогулки на лошадях по дюнам, для покупки плетеных сандалий из пеньки либо очередного платья-туники в Lavanda. Или же за чем-то из антиквариата или работ местных ремесленников в Stork Club – галерее, которой Гранж руководит вместе со своим давним партнером Пассбоном и их подругой Мартой Брито до Рио. «Это просто для развлечения и по дружбе. Мы бы не стали этим заниматься ради заработка», – говорит Гранж.

Жак Гранж и Мэдисон Кокс, фото Пьера Пассбона Терраса дома Жака Гранжа, фото Николя Матеюса Франсуаза Дюма в своей столовой, фото Александры де Ксабе

В обед по выходным в ресторане Sal на Пего-Бич собирается мно- жество посетителей. Представители всех поколений наслаждаются здесь блюдами из жареных осьминогов, моллюсков и местным игристым вином, пока дети развлекаются поблизости на песке. По вечерам действие переносится в ресторан Museu do Arroz в здании бывшей рисовой мельницы, фактически превратившейся в популярный во всем регионе загородный клуб.

«Но это не Сен-Тропе, – говорит Дюма. – Это очень простое место». За прошедшие годы открылось несколько небольших скромных отелей, таких как The Sublime с экобунгало на месте бывшей плантации пробковых деревьев. Плюс Casas Na Areia с группой домов с тростниковыми крышами прямо на берегу, в которых вместо традиционного пола просто насыпан белый песок. Кроме того, здесь уже десять лет работает группа, владеющая роскошными отелями Aman. Она вызывает заметное раз- дражение и недовольство у некоторых местных жителей.

Наверное, никто лучше Гранжа не поймет, не ощутит и не оценит этот местный дух босоногой, простой и вольной жизни, исконно присущий Компорте. Неудивительно, что вдохновителем и создателем эстетики жилого комплекса Atlantic Club выступил именно он. С возвышающегося над океаном участка площадью в 10 гектаров открывается захватывающий вид на рисовые поля и сосновые леса. Для разработки проекта Гранж пригласил своего давнего друга Мэдисона Кокса. Тот в мире садовничества и ландшафтного планирования такой же мэтр, как Гранж в области дизайна интерьеров. Кокс сделал общий проект территории. Все крытые тростником дома оформлены в традиционной бело-голубой палитре с «леденцовыми» цветными полосками на белоснежном фоне. Кокс хочет оформить сады «в стиле дзен, только еще утонченнее». «Не хочется, чтобы они выглядели слишком урбанистическими или вычурными», – объясняет свою идею дизайнер. С этой целью он посадил множество видов лаванды, олеандров и фруктовых деревьев, таких как инжир и гранат. Ключ в том, чтобы работать с целостным, не разделенным искусственными препятствиями ландшафтом, который здесь изначально существовал. «Вся ро- скошь этого места для меня заключается именно в его первозданной дикости, – говорит Гранж и подытоживает: – Для меня Компорта – это наслаждение пейзажем и праздностью».

 

Читайте также: 

Вспоминаем четырех знаковых фотографов 90-х годов, переосмысливших концепцию семейного портрета

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).