Братья Давид и Даниил Либерманы – известные в Кремниевой Долине предприниматели. Одни знают их как бывших директоров по продукту стартапа Snap, другие – как футурологов из Instagram (@libermans). Читатели постарше могут помнить серию анимационных роликов «Мульт Личности» с политиками в качестве героев – это тоже продукт Либерманов.
Все проекты братьев, включая анимацию, объединяет один лейтмотив – они хотят решать любую задачу в десятки раз быстрее других. Этот принцип они использовали в производстве анимации, этим они занимались в Snap, эта же задача стоит в работе над одним из трех проектов.
Мы встретились с Давидом и Даниилом в Киеве, чтобы поговорить о будущем, а не о прошлом. Причем будущем не только Либерманов, но и каждого пользователя интернета: ведь в случае успеха их новых проектов, пользоваться ими будем все мы.
Для упрощения чтения текста мы объединили ответы Давида и Даниила в общие реплики.
Над какой главной задачей сейчас работают Либерманы?
Эта задача не меняется последние 20 лет: прийти к миру, где могут сосуществовать разные мнения. Путей ее решения мы не знали тогда, до конца не знаем и сейчас. В этом длительном процессе мы набираемся опыта и делаем новые попытки.
Где-то в 13 лет у нас появилась мысль: человечество очень развито, но мы живем в странном, разрушенном, нечестном, воинствующем и агрессивном мире. При этом у нас есть все ресурсы это изменить. Мы начали размышлять, что такое свобода, как ее добиваться, откуда берется насилие, как от него избавиться.
Мы видим один ответ на все эти вопросы: нужно показать и прийти к миру, где могут сосуществовать разные мнения.
Все развитие человечества сводится к снижению агрессии в отношениях и все большему принятию существования отличного от твоего мнения. В нашей работе мы не хотим никого поучать. Напротив, мы хотим создать контекст, когда не придется приводить разные мнения большого количества людей к общему знаменателю: люди будут принимать мнения других людей, и это не будет мешать их собственному развитию.
Цель звучит очень глобально. Какие основные задачи вы должны выполнить, и как вы проверяете, двигаетесь ли в нужном направлении?
Сейчас мы делаем три проекта одновременно. Первый – про достоверную идентификацию в интернете, второй – про ускорение работы мобильных приложений и третий – про инвестирование в молодых людей. Расскажем о каждом по порядку.
Люди все больше взаимодействуют между собой через цифровой мир. Раньше он казался нам отдельной от реальной картины сущностью, сейчас же эти миры настолько переплетены, что мы больше не можем относиться к цифровому пространству, как к игрушке.
Интернет стал всеобщим государством над небольшими реальными государствами, он стал еще одной системой взаимодействия людей.
Роль интернета можно сравнить с ролью денег в свое время. Деньги привели мир к изобильному и менее воинствующему состоянию, и оказалось, что выгоднее торговать, чем отнимать. Так же интернет, начиная из коммуникационного инструмента, в итоге стал площадкой для новых способов ведения бизнеса.
Чем больше ты взаимодействуешь через интернет, тем больше ты хочешь быть уверенным, что другие пользователи – реальные люди, а не фейки, манипулирующие твоим мнением.
Первый наш проект – создание сети доверия – там у каждого человека есть только одно представительство, одна запись в этой сети.
В чем главная сложность создания такого проекта, и почему этим не занимаются Google и Apple, аккаунты которых уже есть у большинства пользователей интернета?
На оба вопроса примерно похожий ответ. Эта сеть должна быть децентрализованной, ею никто не управляет и не владеет. Интернет устроен так: как только мы пытаемся его контролировать, он теряет свои самые ценные качества. Наиболее важное качество нашей сети – ей могут доверять все. Никто не получает от нее большую выгоду, чем любой другой пользователь.
Децентрализация, реальность, приватность, достоверность и уникальность – вот пять критериев, которые необходимо соединить в одном продукте. Без хотя бы одного из них идея не будет работать. Самый важный – это уникальность, с нее стоит начинать. У каждого человека должна быть только одна запись.
Такой проект станет успешным, если будет массовым. Какие инструменты его распространения вы видите?
Цель создания такого «цифрового паспорта» – сделать возможным взаимодействие людей на уровне голосования, борьбы со спамом и ботами. В таком случае, пока в этой сети не будет всех людей, с кем взаимодействует пользователь, отфильтровать остальных тоже будет невозможно.
Появляется вопрос: зачем мне регистрироваться в системе, пока там нет всех остальных? Типичная проблема курицы и яйца.
Всем очевидно, как сделать из этого классный продукт, когда им пользуется 100 миллионов человек. Мы должны найти ситуацию, когда наша сеть очень ценна даже для 10 000 – 100 000 человек. Два года назад мы решили эту проблему, но сейчас не будем вдаваться в детали ее решения.
У этого проекта есть цель стать коммерческим?
Коммерческое применение такой сети может быть любым. Это бесплатный open source продукт, потому каждый может делать с ним, что хочет.
Чтобы придуманная нами инфраструктура появилась, нужно убрать коммерческий интерес, только так в нее включится большое количество людей. При любом коммерческом интересе появляется мысль: создателям это почему-то выгодно.
Можем ли мы себе представить коммерческие проекты на основе этой системы? Запросто. Но мы будем строить их наравне с остальными пользователями.
Перейдем ко второму проекту, в чем его идея?
Мы строим коммерческий SaaS (сервис по подписке на программное обеспечение, – прим. ред.). Наш опыт показывает, что всегда нужно делать приземленные и применимые вещи, а не только размышлять о будущем.
Есть люди мечтающие и философствующие, а есть люди умеющие делать бизнес. Как только ты начинаешь заниматься первым, сразу слышишь в свой адрес, что твои идеи – утопия. Другое дело, когда ты построил успешные коммерческие проекты, то к твоим идеям прислушиваются гораздо внимательнее.
Наш второй проект – программное обеспечение для мобильных разработчиков, помогающее им ускорять работу приложений. Мы создали эту компанию несколько месяцев назад, публичной информации о ней еще нет, но она уже генерирует $500 000 годового дохода.
Нужно сделать что-то приземленное? Мы умеем делать приземленное.
И наконец, в чем идея третьего проекта?
Богатство людей состоит не только из накопленных активов, но из их потенциала. Особенно это правдиво по отношению к молодым людям.
Мы хотим, чтобы финансовый мир полноценно признал, что каждый человек за счет своего потенциала может стать богаче прямо сейчас.
Сейчас мне 38 (говорит Даниил Либерман, – прим. ред.), и у меня с братом десятки миллионов долларов на счету. Если бы мы могли хотя бы часть этих денег отправить себе 20-летним, мы бы стали богаче как минимум в несколько раз.
Молодому человеку много говорят, что ему нужно инвестиро- вать время в свое будущее. Мы годами учимся и вкладываем усилия, чтобы в 30-40 лет стать успешными. Потом мы доходим до этого возраста с накопленным капиталом, и тут начинается кризис среднего возраста с дорогими машинами и избытком денег – странный дисбаланс. Ты много вкладываешь в будущее, и будущее получает весь результат, хотя эти отношения могут быть гармоничными и взаимовыгодными. Твоему будущему стоило бы отправить часть денег тебе в молодости не просто ради благотворительности, ему это тоже выгодно.
Сегодня главный критерий успеха – возможность брать риск. Именно из-за этого бедность порождает бедность, а богатство порождает богатство. Вовсе не из-за коррупции и мирового сговора. Ты не можешь позволить себе рисковать, если тебе нужно платить по счетам каждый месяц, рассчитывая только на зарплату.
Мы хотим, чтобы из философской мысли возможность брать такой риск стала реальностью. Более того, мы думаем, что взаимодействие с твоим будущим станет самой обыденной операцией на рынке.
Инвесторы смогут инвестировать в людей точно так же, как сейчас инвестируют в стартапы. Мы строим финансовую и легальную платформу такого взаимодействия. Финансовая – значит, что потенциал каждого человека можно будет оценить. Легальная учитывает все юридические особенности такой инвестиции. Инвестор не должен иметь никакого контроля над твоей жизнью. Человек, как объект инвестиции, не обязан инвестору ничем, кроме возврата части своей будущей прибыли.
Инвестор делает ставку на то, что человек долгосрочно принесет больше, чем приносит сейчас. Если же человек решит не зарабатывать деньги и отправиться серфить на Бали – это риск инвестора, в этом главное отличие такой инвестиции от займа или кредита.
Как вы будете проверять устойчивость и работоспособность своих идей?
В проекте по идентификации людей в сети главный показатель – количество участников.
В проекте по инвестированию в людей главный вопрос: стоит ли на это идти конкретно мне. Чтобы ответить на него, мы решили привлечь инвестиции в себя. Мы рискуем своим будущим доходом и потому очень аккуратно подходим ко всем легальным документам. Кроме этого, таким же образом мы сами инвестируем в других людей. Как инвесторы, мы тоже должны понимать, что нам выгодно вложить деньги именно в этого человека, именно по такой оценке.
Ключевая задача этого проекта – создать финансовую модель и понять, что талант человека – намного дороже, чем оценка компании. Поскольку мы довольно опытные предприниматели, нам, Даниилу и Давиду Либерманам, дают довольно высокую оценку: первые $4 млн инвестиций мы привлекли по оценке $200 млн.
Есть свежий пример, подтверждающий нашу гипотезу. В 2017 году американский фонд Big League Advance проинвестировал в 350 студентов-атлетов. Всех одинаково оценили в $10 млн, общая сумма инвестиций составила $150 млн. Каждый из 350 – начинающий студент, соответственно у фонда не было никаких исторических данных.
Четыре года спустя у фонда случился большой экзит (продажа своей доли в компании – прим. ред.). За 15-летний контракт одного из студентов-спортсменов заплатили $340 млн. Спустя 4 года, на момент окончания образования, этот студент уже принес $30 млн прибыли фонду. Это только начало, и спустя время станет понятно, сколько на самом деле заработает фонд.
В одном из своих интервью вы сделали громкий прогноз: в перспективе 15 лет государства отойдут от роли регулирования общества и будут выполнять только символическую функцию. Через сколько лет вы рассчитываете увидеть ваши идеи воплощенными в жизнь?
Первые публичные примеры проекта о финансировании людей будут уже в следующем году. В нас уже инвестировали, мы запустили продукт по ускорению работы приложений, и, судя по всему, в следующем году мы можем поднять свой первый большой раунд на этот бизнес. Для инвесторов в Давида и Даниила Либерманов мы сможем показать доход уже на горизонте нескольких лет.
Наш проект по идентификации в интернете станет заметным в течение двух-трех лет. Если этого не произойдет, то весь остальной план может откладываться. Срок в 15 лет, озвученный в вопросе, имеет не только позитивные, но и негативные причины. Если за 15 лет мы не изменим роль государства, все мы будем жить в очень неприятном мире.
Читайте также:
На Марс: Louis Vuitton выпустил новую книгу из серии Travel Book