У нас есть два актива, потерю которых не восполнить: наше тело и наш разум. Если вы один из тех немногих, кто продолжает учиться, развивает свое мышление и заботится о своем умственном и физическом здоровье даже по завершению школьного или студенческого возраста, то к 40 годам вы будете на световые годы опережать своих ровесников. Моей основной мотивацией для поступления в бизнес-школу было не только желание стать лучшим профессионалом, но и расти как личность. К необходимости качественных и кардинальных перемен в жизни стимулировал и кризис в нашей стране, ведь, как известно: если хочешь изменить мир — начни с себя. Уже в первые месяцы учебы я поняла, что приняла правильное решение. Очень важно получать новую информацию не только в теории, но и познавать на практике, а самое важное – это видеть результаты. В этом отношении поездка в Китай, которая состоялась у нас в рамках учебной программы, была очень полезной и актуальной.
Я знала, что Китай — страна с самой быстро растущей экономикой и стремительно увеличивающимся населением, проживающими на третьей по размеру территории, социалистическая республика по форме правления. На этом мои знания ограничивались. На самом деле, это страна — самая населенная в мире: 1 347 600 000 человек, а прирост которого ежегодно — 0,4 %, что приблизительно 60 млн в год! (практически население Франции). Вторая экономика мира, крупнейший мировой экспортер! Несмотря на то, что Китай не обладает значительными природными ресурсами, государство сумело организовать мощное производство и наладить эффективную экономику, сформировать наибольшие в мире золотовалютные запасы. Что же обеспечило стране такие темпы роста и развития? Основу для будущего роста заложил талантливый реформатор и государственный деятель Дэн Сяопин. Одно из его высказываний гласит: «Не важно черная кошка или белая, пока она ловит мышей»: таким образом он призвал прекратить спорить по поводу идеологии и провозгласил курс на социалистическую рыночную экономику, привлечение иностранных инвестиций, развитие науки, техники и образования. А в основе реформ — эффективность и оптимизация. Хотя Китай и поразил своим прогрессом, обратная сторона медали — катастрофические проблемы с экологией и продовольствием: на улице часто можно встретить людей с масками на лицах, продукты генно-модифицированные и качество воды — под большим сомнением.
Мы посетили Шанхай и Гонконг — два крупнейших мегаполиса. Только в Шанхае проживает около 50 млн человек, почти как в Украине. Побывав на эксурсиях на нескольких фабриках и заводах, я была удивлена тем, насколько там красиво и аккуратно; все роботизировано и выверено до мельчайших деталей. Возле каждой производственной линии – доска с достижениями и конкретными предложениями по улучшению. Из советских фильмов у меня сложился стереотип о заводах, где все пыхтит, с удивительным постоянством ломается, дребезжит, и поэтому увидеть такой пример было удивительно и даже приятно. Нам продемонстрировали работу завода, который производит самые разные чипы, и фабрики, который преобразует дым и пар, аккумулируя из них энергию.
Конечно, заводами наше знакомство с городами не ограничилось: в Шанхае мы были и на чайной церемонии. Если честно, меня она не очень впечатлила – я ожидала увидеть нечто более торжественное и пышное. На деле все проходило так: нас пригласили в огромный павильон, полный небольших магазинчиков, каждый из которых предлагал богатый выбор чаев. Там же можно было продегустировать и приобрести разные сорта чая. Китайцы верят, что весной полезнее всего пить цветочные чаи, летом – зеленые, осенью лучше баловать себя улунским чаем, а традиционный для нас черный лучше всего подходит для зимы. К слову, среди китайцев есть мнение, что чем больше чая ты пьешь, тем больше у тебя шансов разбогатеть. Мы и сами приобщились к кулинарному искусству весьма непосредственным образом: в первый же вечер нас пригласили в ресторан, где предложили попробовать свои силы в кулинарии. Нас разделили на несколько групп, затем мы выбрали по блюду из меню и отправились на кухню, где под руководством шеф-повара занимались приготовлением блюд китайской национальной кухни. Моя команда, например, готовила лапшу с мясом и овощами, а другие ребята из группы готовили рыбу-мандарин, остальные занимались приготовлением дим-самов, спринг–роллов и прочих традиционно китайских блюд. Это было своего рода соревнование: у кого получится вкуснее. Нам было весело и каждый приобрел интересный опыт. Но вообще, местная китайская еда показалась мне специфической: как ни странно, но и в итоге я пришла к выводу, что лучшие китайские рестораны находятся за пределами Поднебесной. Практически все наше свободное от занятий время приходилось на ночь: в один из вечеров мы отправились любоваться ночным Шанхаем, забравшись на одно из самых высоких офисных зданий города, которое в народе называют «открывашкой» из-за специфической формы. Ночной город куда привлекательнее дневного – в основном потому, что не видно смога и дымки.
Гонконг пришелся мне по душе больше Шанхая: это, мне кажется, совсем даже не Китай, а абсолютно европейский город: менеджмент и экономику там выстроили британцы. До 1997 года эта территория была британской колонией. Да и атмосфера там более свободная, раскованная. Сами китайцы часто говорят: «Одна страна – две системы». Например, если в Шанхае европейцы – редкость, то в Гонконге много экспатов, ведь этот город отлично подходит для ведения бизнеса, благодаря своим невысоким налогам, отсутствием коррупции и поддержке государства. В Гонконге огромное количество красивейших небоскребов, зелени, достопримечательностей – в общем, город очень самодостаточный. Шоппинг – отдельная история: невероятно много торговых центров, мульти- и моно-брендов, а количество ювелирных магазинов и вовсе меня потрясло. Цены, утверждают жители, самые низкие – из-за отсутствия налогов, но мне так не показалось: особой разницы с европейскими я не заметила.
Мы посещали Гонконгскую фондовую биржу, где провели встречу с вице-президентом по корпоративным инвестиционным связям. Это второй по величине фондовый рынок Азии по объёму операций и капитализации, первое место занимает Токийская фондовая биржа. Считается второй крупнейшей IPO площадкой в мире после Лондонской. Гонконгский фондовый рынок открыт для иностранных компаний и инвесторов , благодаря чему вырос приток иностранного капитала. Созданы благоприятные условия для листинга компаний с рыночной капитализацией от 10-15 млн. дол. Затем заходили в научный городок, своего рода «силиконовая долина», Cyberport: это творческий, интеллектуальный, технологический диджитал-центр, который финансируется государством. Основной его миссией является поддержка экономики, сопровождение и внедрение инновационных IT и ICT проектов, старт-апов , «облачных» технологий: сейчас они работают над первым общественным «облаком». Также нам показали местный грузовой порт, имеющий мировое значение – он, конечно, не мог не впечатлить своими размерами и логистикой. А изучали мы его изнутри, на прогулочной барже. Поездка закончилась просмотром лазерного шоу под красивую музыку, транслируемого с небоскребов Гонконга.
В горах у Гонконга находится гигантская статуя Будды, куда нужно подниматься по канатной дороге. Поднявшись, приходится пройти еще около двухсот ступеней, чтобы оказаться у его подножия – конечно, это того стоит, от масштабов просто захватывает дух. Правда, обидно – в то время, как мы поднимались, начался ужасный ливень! Хотя в этом мы увидели определенный символизм – очищение и обновление по пути к чему-то новому. А еще в этой поездке исполнилась моя давняя мечта – увидеть живых панд. Панды – определенно самые милые, хотя и самые ленивые, существа на свете. Они живут в небольшом парке в павильонах: на момент нашего визита одна группа мирно спала, и я очень расстроилась, но со второй повезло больше, и нам удалось увидеть панду за обедом – она ломала и ела бамбук. Еще мне очень хотелось привезти дочери и сыну по золотой рыбке – их продают прямо в целлофановых пакетах . Китайцы верят, что они исполняют желания. Но, конечно, перелет они бы не выдержали.
Но в итоге, несмотря на все очарование Азии, возвращаешься к известной истине о том, что дома все-таки лучше, а работу над улучшением жизни здесь все-таки стоит начинать с себя.