Я участвовал в постановках с трех лет и был хорошо знаком со сценой. Поэтому, когда в десять лет я пришел в хореографическую школу, для меня это не было чем-то новым и неизведанным.
Мои родители – артисты, и мои дедушки и бабушки – артисты, поэтому моя жизнь всегда была очень красочной: много городов, школ и гостиниц. С одной стороны, такой образ жизни не из легких. Но с другой – то, что получают такие дети, как я – это прекрасно и интересно.
Бытовая жизнь балетной семьи абсолютно обыденна. Никаких пируэтов утром на кухне за чашкой чая.
В детстве я не знал, что такое успех, и не был в чем-то уверен. Я просто любил балет.
Мои родители никогда не помогали мне в достижении каких-то целей. Ни при поступлении в балетную школу, ни когда меня брали на работу в Национальную Оперу.
Балет заставляет человека самостоятельно проходить свой путь и создавать самого себя.
Сейчас по знакомству можно делать многие вещи: например, стать бизнесменом или политиком. Но лучше танцевать по знакомству ты не станешь. Нужно только работать.
Свои победы на различных конкурсах я одерживал вовсе не из-за жажды успеха. В первую очередь подобным образом я хотел самоутвердиться. Участие в соревнованиях было особенно востребовано в советское время, когда понятия агента не существовало. Да его и сейчас особенно не существует.
Наша дочь родилась как раз в тот период жизни, когда была нужна больше всего. Она моя принцесса и любовь всей моей жизни.
Родители всегда должны быть рядом, поэтому зачастую мы берем дочь с собой на гастроли. И каждый раз, когда появляется свободная минута, стараемся отпускать няню и проводить с ней время.
Я строгий, но любящий папа. Сейчас малышке два с половиной года, и это тот возраст, когда формируется человек и его характер. Я считаю, что ребенку нужно объяснять различные вещи, и, знаете, она все понимает.
Дочь растет в балетной сфере, ей только дай побегать по сцене с пуантами. Она от этого без ума.
Несмотря на все минусы нашей профессии, я хотел бы для своего ребенка такой жизни. Ведь у нас есть шанс заниматься тем, что мы любим. Не каждый человек в мире счастлив, а у нас счастья настолько много, что не знаешь, с кем поделиться.
Мне кажется, нашей дочке будет сложно жить, ведь она очень открытая. Я вижу это по ее поведению. Она абсолютно не стесняется показывать себя на публике, ей нравится, когда на нее смотрят. Это чем-то напоминает мне меня самого.
Мы проживаем очень много жизней за период своей карьеры, но в то же время это крайне сложная жизнь: как физически, так и морально.
Творческая жизнь, как и любая другая, делится на определенные этапы, и на каждом из них тебе встретится человек, который формирует тебя, готовит идти дальше. От каждого учителя я взял что-то. Ведь в балете нужно каждый день учиться.
Каждый день смотрю на молодых артистов и вижу что-то интересное. Несмотря на то, что я старше и опытнее, им есть чему меня поучить.
В Украине пик моей популярности пришелся, как раз на тот момент, когда журналисты придумали ярлык «скандально известный». Мне кажется, будет более правильно сказать иначе: всем известный благодаря скандалу. Можно сказать, что до этого момента моя популярность была более нишевая.
Я абсолютно не скандальный, просто говорю как есть и называю вещи своими именами. Если в Национальной опере руководят бездари, то это действительно так. Конечно же, им неприятно это слышать, но это правда.
Роль худрука балета была очень занятным и интересным опытом для меня. В первую очередь потому, что я работал с большим количеством людей. Я не только нес ответственность за них, но и создавал их.
Я думаю, что мне было бы интересно работать в роли художественного руководителя в театре, в котором существует понимание эстетики, есть культурное начало, традиции, развито мировоззрение современного балета в частности. Если говорить о Национальной опере Украины, то там это было очень сложно, ведь всего того, что я перечислил, не было. Даже при том, что там работает большое количество талантливых людей.
Сцена – это абсолютно другая сторона жизни, и, когда профессиональный артист на сцене, все, что у него есть – это персонаж, эпоха и настроение.
Если говорить о театрах в Украине, скажу честно — я не вижу никакого балетного будущего. Большой поток артистов уезжает, ничего нового и интересного не ставится, театры не развиваются, да и Министерство культуры ничего для этого не делает.
Люди, руководящие культурой в нашей стране, не эрудированы и совершенно не разбираются в том, что сейчас происходит в балетном мире. Люди вынуждены смотреть то, что им предлагают. Это всё равно, что смотреть черно-белый телевизор, а потом читать о том, какая была графика в «Аватаре».
Выбор программы не берется из ниоткуда. Мы проводим анализ того, что будет интересно нашему зрителю. Я постоянно думаю о том, что нужно для постоянного развития артистов, а что – для зрителя.
Спустя два года перерыва мы снова покажем Radio&Juliet, предоставим новый виток в этой истории и предложим посмотреть на танец с другой стороны. В первом отделении зрители Radio&Juliet увидят любовь, услышат потрясающий голос Тома Йорка, проекции видео, невероятную технику артистов, но уже второй акт будет абсолютно другим.
В постановке Stabat Mater, премьера которой назначена на 24 июня, первое, что я требую от артистов – это духовность. Они должны не просто танцевать, а исполнять свою роль. Я хочу, чтобы их глаза что-то выражали.
Я всегда засыпаю на балете, когда прихожу в качестве зрителя. Спится очень хорошо. Балет для меня – работа, поэтому крайне трудно оценить его в качестве зрителя. И я всегда в первую очередь обращаю внимание на недочеты и ошибки.
Педагоги учили меня, что, если речь идет о балетном дуете, мужчина должен создавать удобства для балерины на сцене. Мы всегда на втором плане. И лишь когда у танцора соло, он может себя проявить.
После спектакля я чувствую эйфорию. Если зрители восприняли спектакль «на ура», чувствую себя неимоверно счастливым, это дает огромный заряд энергии. В этот момент ты понимаешь: вот оно, счастье.
Подготовила: Мария Сивякова
Фото: Денис Маноха