Не только современным искусством должен интересоваться продвинутый человек.
Июль и август – как школьные каникулы в современном искусстве: коллекционеры уезжают на юг Франции, галеристы — в Мексику. Есть еще вариант Ибицы и Италии (Искья и другие прекрасные места).
Но существует еще один очень занимательный вариант – поехать на несколько дней на родину Моцарта — в Австрию, в Зальцбург. Нет, это не школьная экскурсия с посещением музеев и поездкой на автобусе. Это шампанское, замки, опять шампанское, опера, оркестр.
Уже порядка 100 лет на Зальцбургский летний фестиваль собираются европейские короли, австрийские пенсионеры, любители классической музыки и культуры в принципе.
Я приехал в Зальцбург всего на один день, чтобы посмотреть главный блокбастер этого лета – «Тит Милосердный» Моцарта. Режиссер: Питер Селларс, дирижер: Теодор Курентзис, оркестр и хор: musicAeterna из Перми.
Курентзис – признанная международная звезда, еще в мае я наслаждался его дирижерством в Венеции во время открытия Биеннале. Питер Селларс – американский театральный и оперный режиссер. По словам знающих театральных критиков, один из самых интересных и лучших режиссеров современности, который любит интерпретировать классику по-новому.
Перед оперой собираемся на веранде театра выпить по бокалу шампанского. По бокам от веранды на крышах соседних зданий стоят серьезные юноши. Если приглядеться, то видно, что они не просто так стоят и дышат воздухом, а стоят с автоматами. Говорят, что вчера «Аиду» с Нетребко смотрел король Бельгии. Видимо, в этот день тоже кто-то очень важный пришел послушать пермский оркестр musicAeterna. Не дождались на веранде Дмитрия Аксенова, который и устроил перед оперой этот небольшой коктейль, – говорят, встреча с австрийским президентом затянулась.
Главный саспенс музыкального фестиваля с королями и автоматчиками состоит в том, что за всю долгую историю всего пару раз открывали фестиваль не австрийцы. Все-таки Зальцбург, Моцарт, они сами и играют. И в этом году фестиваль открывал Курентзис со своим musicAeterna. Как принято говорить: шок и сенсация. Но судя по полному залу, радостной публике, аплодисментам, которые не смолкали очень долго после выступления, все прошло на ура. А местная австрийская публика – очень взыскательная и требовательная.
Большой фестивальный дворец встроен в австрийскую гору. Удивляться красоте начинаешь еще в гардеробе. И я имею в виду сам гардероб, потому что поражаться нарядным австрийцам начинаешь еще до входа в фестивальный дворец – столько элегантно одетых пожилых пар не встретишь нигде. Но сюда же приезжают и молодые режиссеры, директора музеев, модели, галеристы, королевские семьи и политики. Здесь за бокалом шампанского не только обсуждается классическая музыка, но и решаются важные дела. По крайней мере, создается такое впечатление, — свидетелем заключения сделки в антракте я не стал. Но может быть, в следующем году!