Андрей Здесенко
основатель Charisma F.G.
Кем вы хотели быть в детстве?
Исследователем-аквалангистом. Я хотел быть в команде Жака-Ива Кусто и исследовать многообразие подводных миров.
Какой была ваша первая работа?
В студенческие годы я заработал первые деньги, продав пару стильных прибалтийских пиджаков своим сокурсникам, которые случайно нашел в богом забытом универмаге под Днепропетровском. Таким образом, первый мой заработок был связан с fashion.
Какие основные проблемы у украинского ритейла вашего сегмента сейчас?
В первую очередь – покупательная способность. Бизнес и экономика переживают сейчас не лучшие времена. Мы работаем в премиум- сегменте, где одежду покупают не потому, что она снашивается, а потому, что хочется нового, того, чего еще не было. Как правило, гардеробы наших клиентов уже давно составлены, сейчас они покупают меньше. Безусловно, сказывается настроение. Основная часть наших бутиков находится в Днепре. Когда за двести километров происходят боевые действия, показывать, что у тебя все хорошо, ты успешен, как-то выделять себя не хочется. Все-таки мода – это индустрия настроения. И, конечно, развитие индустрии – возможность покупать по более низким ценам, через интернет. Скорее наши конкуренты – это экономический спад и европейский ритейл.
Традиционная модель торговли начнет свое глобальное переформатирование в онлайн-магазины?
Сегмент, в котором мы работаем, полностью в онлайн-ритейл уйти не сможет. Приходя к нам, клиент не ищет конкретный фасон, цвет, сочетание. У нас он вдохновляется и при поддержке стилиста создает новый оригинальный образ, который бы он сам не сложил, покупая в онлайн-магазине. Я считаю, что туда идут прицельно за какой-то одной вещью. Уникальность же нашего проекта в том, что клиент может создать total look, получить определенный опыт и настроение.
Ситуация, когда товар в магазине не находит своего покупателя, – это ошибка ритейлера или попытка воспитать нового покупателя?
Из ста процентов непроданных вещей тридцать процентов – это ошибка, семьдесят – это то, что мы хотим воспитать. Цвета, ткани, фасоны и образы становятся более яркими, чем те, что привык видеть наш покупатель.
Какая самая дорогая вещь, которую вы продавали?
Это была эксклюзивная кожаная куртка, пошитая специально на заказ одному взыскательному моднику. Дорогостоящее изделие, выполненное по его личным наброскам.
Сколько своих клиентов вы знаете лично?
Я знаю больше ста клиентов.
Чего клиент никогда не услышит от персонала в стенах вашего магазина?
Клиента никогда не будут обманывать в магазине и пытаться продать вещь, которая ему не подходит.
Как вы думаете, почему у нас такой узкий выбор одежды в мужском сегменте?
У нас мужской сегмент, пожалуй, один из самых широких в Украине. Но женщины, все- таки, больше модницы, и ритейлерам проще концентрироваться на них. Все исходят из экономической эффективности и борются за sell-out, поэтому мужчины, действительно, остаются незаслуженно обделенными
Кризисная точка уже прошла или мы еще в ней?
Мы все еще находимся в кризисе. Думаю, до выхода из него еще несколько лет. Нужно хотеть покупать вещи, радоваться этому, не бояться демонстрировать успешность. Необходимо время, чтобы бизнес наших клиентов стал развиваться, и тогда это будет драйвером для продаж новых коллекций, а не вещей на скидках, когда основным стимулом является дисконт.
Что разительно отличает вас от конкурентов на нашем рынке?
У нас уникальный бренд-пакет. Мы полностью формируем цельный образ от носков до головного убора и зонта. И концептуальность магазинов. За каждым названием кроется определенный смысл и философия.
Какие задачи вы ставите оформителям ваших витрин?
Основная задача витрины – продавать. Мы формируем цельные образы, в зависимости от сезона или тематики, и пытаемся вызвать ответную реакцию у покупателя. Для нас главное – чтобы новый look на манекене стал для клиента импульсом зайти к нам и преобразиться.
Как вы обучаете своих сотрудников?
В Charisma Fashion Group есть программы по нескольким направлениям. Обучение проводят профессиональные тренеры и категорийные менеджеры, также о новых брендах рассказывают наши байеры. Мы проводим аттестацию и развиваем лучших сотрудников.
Сколько в вашем гардеробе вещей из вашего магазина?
Где-то 80 %. Я коллекционер и охотник за интересными вещами. На каждый сезон это порядка 100 рубашек, 40 пар обуви, 50 пиджаков и 30 видов верхней одежды. Всего около 300 единиц предметов одежды. Как коллекционер я, конечно, не рационален.
Что происходит с одеждой, которую никто не купил?
Она поступает в аутлет, где ее рано или поздно купят. Или часть вещей мы отдадим на благотворительность.
Продавать – это талант?
Это формула: талант плюс труд и постоянная работа над собой. Это знание клиента и его потребностей, желание доставить удовольствие, увлеченность и азарт.
Какая у вас суперспособность?
Вовлекать, вдохновлять и заряжать людей вокруг.