Художница Оксана Левченя: "Каждый сам себе племя"

Інтерв'ю
14.12.2018
ПОДІЛИТИСЯ
Интервью о новом проекте
ПОДІЛИТИСЯ

Художница Оксана Левченя и основательница бренда Olk Manufactory представила в Bursa Gallery cвой новый проект — выставку "Несуществующие племена". В нее вошли эффектные экспонаты, собранные из тканых ковров, плетеные апсайклинг-гобелены (выполненные из бракованных носков Житомирской фабрики) и видеоинсталляция. Мы решили расспросить художницу о теме "племен", к которой она уже не раз возвращается, и о скрытых артефактах в экспонатах.

Расскажите, c чего начался Olk Manufactory, почему вы решили делать именно ковры?

Olk Manufactory начался с Arts and Crafts. Я долго думала и придумала совмещение искусства и ремесла, но потом оказалось, что его придумал Уильям Морисон в 1861 году. Я не могу долго огорчаться, поэтому я остановилась на своей мастерской, с этого все и началось.

Сколько обычно уходит времени на создание одного орнамента, а затем на производство одного ковра?

На создание орнамента идет несколько минут, но для того, чтобы было из чего придумывать, у меня ушло 40 лет. Процесс производства выглядит более определенно во временном промежутке: от двух недель до месяца мастер делает один метр полотна.

Кроме традиционных узоров вы вплетаете в орнамент артефакты современного мира – смайлики, изображения Пикачу, Магистра Йоды из "Звездных войн" и т. д. Задача этих деталей – сделать ковер объектом современного искусства? Как вы выбираете символы, есть какой-то принцип отбора?

Серия с совмещением поп-символов и традиционного орнамента началась с проекта "Соцкапитализм" в 2008 году. Там были коровы с логотипом LV и советского типажа персонажи в характерной композиции. Йода, Пикачу, Pac-man, астронавты Tesla, герои Adventure time — это все о том же: кто мы, куда направляемся и к чему это все. То, что эти ковры привлекли внимание некоторых авторитетных дизайн-изданий, для меня сюрприз и аргумент в пользу общих триггеров для таких разных нас.

Одна из ваших выставок называлась "Квазиэтнография", затем была вторая под названием Find your tribe and love them hard, нынешняя, третья, — "Несуществующие племена". Звучит как триптих. С чего началась эта история? И почему из конкретной этнической темы она переросла в более абстрактную?

Эти три последних проекта — антропологическая тема. Я не пытаюсь однозначно и категорично высказываться в работе. Ни в одном проекте нет утверждения. Те вопросы, которые меня интересуют, я пытаюсь задавать визуально, транслировать зрителю. И через мгновение после уверенного "да" начинает накатывать скептическое "нет". Есть, конечно, идея, но это скорее "мне так кажется", чем "я считаю". Три эти проекта связаны. Они все о нашей эволюции. "Квазиэтнография" о том, насколько гаджеты и технологии делают нас прогрессивными (и делают ли?), задают ли они новые задачи или мы просто пользуемся новыми инструментами для старых примитивных целей. Find your tribe and love them hard — главной темой проекта были вопросы: нуждается ли человек в признании группы, одобрении, в поиске единомышленников? Насколько мы зависимы от оценки, похвалы или порицания? Насколько важно для нас быть принятым и понятым в своем племени?



Каждая работа художника — это скрытое послание зрителю. Что заложено в "Несуществующих племенах"?

Третий проект начинался под кодовым названием "Мультииндивидуализм". Несуществующие племена как метафора разнообразия личностей. Каждый сам себе племя — человек вне группы, вне расы, вне национальности, вне гендера, вне политики, вне социального слоя и пр. Будучи частью группы, человек транслирует принятую в ней идеологию и отстаивает ее. Выйдя из нее, мы начинаем находить общее с другим человеком вне стереотипов, навязанных этой группой. Примеров множество.

Мы на самом деле больше чем любая идентичность, категория и объединение. Если каждый говорит от собственного лица, мы найдем друг с другом общий язык. Если мы говорим от лица группы, мы будем действовать в ее интересах. Обязательно ли разделение на "свой-чужой"? Можем ли мы подняться до решения общечеловеческих задач, если примем как данность свои различия, без осуждения и вне политики идентичности?

Моя особенная гордость - видео, снятое командой для проекта. Это невероятный опыт и ощущение энергии взаимодействия. Мне сложно доверить работу другим людям, но в этом случае - это лучшее, что я могла сделать. Видео снимали совместно с Сашей Кулак (работа с камерой), Юлей Курмангалиной (куратор проекта), Антоном Стародубцевым (монтаж) и актером Дмитрием Чернявским. Музыку для проекта предоставил Robin Storey. Василий Гроголь, владелец и основатель галереи очень внимательно отнёсся к проекту, спасибо ему за это, и случилось все это во многом благодаря арт-менеджеру галереи Насте Калите.  

У одних экспонатов были "головы", напоминающие украинские куклы-мотанки или ритуальные маски, но часть осталась "обезглавленными" — почему?

Фигуры и маски все разные. Почему одни с головами, другие — без, не могу ответить. (Смеется.) Все они антропоморфные, чтобы не отдаляться от темы "человеков" и их взаимоотношений и не запутать зрителя окончательно. Есть небольшие секретики, криптограммы, можно сказать: в одной маске буквы на бусах нанизаны так, чтобы получились слова xenos, nomen, phenomen и фразы типа Sapienti sat (уникальное в своей универсальности, кстати, высказывание). (Улыбается.)

Относите ли вы себя к какому-то племени ?

Я себя отношу к племени "Некстати", это такой персонаж, который всегда свой среди чужих, чужой среди своих.

Вторая часть выставки — украинские вертикальные "кылымы", гобелены в новой интерпретации. Почему вы решили использовать носки как основной элемент для создания орнамента?

Вторая часть — текстильные скульптуры, если так можно их назвать, тотемы. Символичные объекты поклонения. Выдуманные, конечно, как и все остальные образы. Ими я горжусь особенно. Я их придумала без опоры на известные визуальные образы. Я хотела придумать что-то несуществующее, и поэтому они такими получились. Но не будем забывать об истории с Морисоном: не факт, что их не придумали 2000 лет назад какие-нибудь масаи. Одна надежда, что у них тотемы не могли быть из носков. Но об этом в следующем проекте.

 

Выставку можно посмотреть до 16 декабря в Bursa Gallery.

Фотограф: Jamila Di

Продюсер: Диана Мельникова

 

Читайте также: Елизавета Волосовская: “Современные люди забыли о сексуальности"

ПОДІЛИТИСЯ
На сайті доступні аудіозаписи статей, підкасти і рекомендації стилістів в аудіо-форматі. Такі матеріали відмічені відповідним знаком(зліва).