С 24 июня по 5 июля в Сиднее проходил проект Марины Абрамович Kaldor Public Art Project 30: In Residence. Он объединил в себе ее предыдущие исследования и творческие эксперименты. Но вообще творчество Марины Абрамович – это не только искусство. Это работа с общественной аудиторией. На проекты Марины приходят, как в целительные центры, люди, порой далекие от современного искусства, и совершенно разной возрастной категории – от 10 до 80 лет. Мне посчастливилось побывать на одном из таких проектов не только в роли участника, но и наблюдателя. Это особенный опыт, которым хочется поделится.
Представьте себе пространство, лишенное звуков. Человек входит в него в наушниках, избавляясь от всех отвлекающих и таких привычных предметов – телефона, часов, ключей. Этому предшествует небольшая физическая встряска – комплекс упражнений для «снятия блоков» и очищения органов дыхания, зрения, слуха. Пространство первого этажа разделено на шесть зон, в которых посетитель может пройти через шесть упражнений: The Counting – из горки смешанной крупы нужно отделить рис от чечевицы и пересчитать; The Slow Walk – пройти около 50-ти метров максимально медленной походкой, на которую ты только способен (это непривычное в нынешнем ритме жизни упражнение, порой весьма напряженное и болезненное); The Resting – на платформе стояла кровать, где посетитель мог просто полежать и отдохнуть; The Energy Platform – платформа для медитации стоя; The Color Gaze – всматривание в окрашенный определенным цветом фрагмент стены; и одно из самых сложных, эмоциональных и известных из предыдущих перформансов Марины упражнений – The Gaze – нужно было смотреть прямо в глаза другому человеку. Все эти упражнения Марина Абрамович прежде испытала на себе и пришла к выводу, что они помогают освободить ум, погрузится в особое медитативное состояние. Ведь, действительно, попробуйте пересчитать рис – а никому просто так не придет в голову это делать – ты в это время ни о чем не можешь думать, а это упражнение, кстати, занимало от четырех до шести часов и, несмотря на это, было одним из самых популярных наравне с The Gaze.
У каждого посетителя, который приходил в Pier 2/3, где и проходил In Residence, был медиатор или facilitator – своего рода проводник сквозь подготовленные Мариной «испытания». Мне выпало задание изучить поставленные перед facilitator задачи и быть задействованной в их исполнении. Я долгое время слежу за творчеством Марины Абрамович и восхищаюсь этой удивительной женщиной, отслеживаю также деятельность Marina Abramovic Institute, семинары, которые он организовывает для художников и других искателей, и просто мечтала принять участие в одном из обучающих тренингов Марины или ее проектов для художников. В итоге получила большее. Наша специально подготовленная команда facilitators состояла из 54-х человек – художников, актеров, музыкантов, танцоров, хореографов, перформанистов. 12 дней мы становились проводниками посетителя по выставке, тихо беря его за руку, . Учили людей медленной походке, помогали доверительным прикосновением, укладывали отдохнуть, укутывая заботливо в плед, смотрели им в глаза, медитировали на платформе, взаимодействовали командно с друг другом, мерзли, согревались, плакали и смеялись… За 12 дней проект посетило около 33 тысяч гостей, то есть каждый facilitator работал и соприкасался с сотнями различных людей. Мы начинали день со специальных упражнений и заканчивали ими же, дабы не привносить и не уносить ничего лишнего, не касающегося проекта, носили только черное, ничего лишнего. Погружение в проект было настолько глубоким, что себя уже просто не существовало. Все 12 дней мы были проводниками. Сложнее было возвращаться к самой себе.
И главная цель проекта была достигнута – об этом можно было узнать из впечатлений и комментариев, оставленных посетителями. Марина сеяла зерно. У некоторых оно прорастало до жизненных перемен (подобные проекты до Австралии состоялись в Бразилии, в Сан Пауло, в этом году и в Британии, в Лондоне, в предыдущем).
Прощались с людьми из команды очень тепло – мы ведь на 12 дней стали одной семьей, а Марина порой нас так и называла – kids. Она очень интересовалась ситуацией в Украине, сочувственно и проникновенно, ведь тоже имеет славянские корни. Была тронута рассказом об объединяющем и важном чувстве, которое собрало людей в период зимних противостояний 2013-14 года. На прощание я подарила ей свою куртку, которую она так полюбила и просила не снимать во время всего проекта, – «Миру – мир» Юлии Ефимчук. Марина передала свои книги в подарок Академии искусств, PinchukArtCentre и журналу «L’Officiel Украина».