В Париже очередной горячий сезон — Неделя моды Haute Couture — все внимание модной публики вновь приковано к этому городу, а рабочие ежедневники заполняются планами с молниеносной скоростью. Показы показами, но не заглянуть на самые крупные дизайнерские выставки — серьезное преступление в кодексе fashion-чести.
Начните с Palais Galliera. Еще в марте, при подготовке материалов с показов pret-a-porter для печатного номера L’Officiel Ukraine, на открытии экспозиции, посвященной Жанне Ланван мне удалось пообщаться с продолжателем ее дела, куратором выставки и креативным директором Lanvin Альбером Эльбазом. «Это идеальная локация для проведения подобной выставки. Я обожаю Palais Galliera за камерность помещения и высочайший профессионализм сотрудников», — прокомментировал дизайнер, который впервые в своей карьере участвовал в организации подобной ретроспективы. — «Из этого опыта я хочу вынести максимум и при этом не переусердствовать в академическом подходе. Мной в первую очередь руководит любовь и восхищение к ее творчеству». В четырех галереях выставлены более 100 платьев, фотографий, эскизов, посвященных работе Ланван с самого начала ХХ века. Альбер подвел меня к одному из своих любимых платьев — Bel Oiseau (Красивая Птица) с свойственной Жанне диагональной боковой вышивкой: «Если пропустить даже самую крошечную часть, — он провел пальцем вдоль тончайших стежков, изображающих крыло птицы, — то исчезнет вся вещь. Мы посвятили около 200 часов, тщательно подготавливая экспозицию, чтобы не упустить ни одного нюанса. И даже некоторым манекенам я намеренно убрал руки и голову, чтобы ничего не отвлекало от главного — деталей платья». На мой вопрос в чем заключается сходство его творчества и основательницы бренда, Эльбаз с характерным ему романтизмом ответил, что они оба повествуют шепотом. И пусть его сложнее услышать, зато так можно коснуться самых тонких струн женской души.
Экспозиция посвященная Жанне Ланван, Palais Galliera
В июле Альбера застать будет сложнее, однако, сама выставка в своей красноречивости точно не разочарует.
После Гальеры сразу загляните в Фонд Пьера Берже, что в 5 минутах ходьбы от этого музея. Еще буквально две недели можно будет увидеть ту самую объемную зеленую шубу со снимка Ханса Фойрера и пальто с «губными» аппликациями из скандальной коллекции Ива Сен-Лорана 1971 года, посвященную моде военного Парижа 40-х. В экспозиции — детальные эскизы и разработки дизайнера, репортажные фотографии и сами предметы коллекции: одежда и обувь. Тогда пресса посвятила первые полосы разгромным статьям о дизайнере, который посмел черпать идеи высокой моды из сложного периода оккупации. Более того, Сен-Лорана обвиняли и в вульгарности, и в безвкусице, и в излишней дерзости по отношению к формату haute couture. Сегодня есть шанс увидеть ту самую причину скандала своими глазами и сделать выводы о роли провокации в моде. Переходя на правый берег, стоит задержаться в Гран Пале на выставке, посвященной Жану-Полю Готье. Год рождения самых ранних экспонатов — тот же 1971-й, но акцент не на скандале, а авангардных взглядах дизайнера. Более 40 лет декларации модного либерализма, юмора и чувственности кураторы скомпоновали в 5 эпох и разместили на двух этажах огромного пространства. 175 нарядов и десятки персональных рабочих материалов Готье можно увидеть в течение всего июля.
Экспозиция Фонда Пьера Берже, модели Ив-Сен Лорана