Как весь мир искал скрытый смысл в картине Жан-Батиста Шардена

Герої
27.03.2019
ТЕКСТ: Алексей Игров
Которым автор так и не наделил свое полотно!
ПОДЕЛИТЬСЯ

Существует известное полотно Жан-Батиста Шардена с длинным названием: "Сын господина Ле Нуара, забавляющийся постройкой карточного домика".

К слову, сам Жан-Батист Шарден существовал весьма не зря, и будучи невероятно искусным колористом, а так же мастером натюрмортов, повлиял на мир искусства и стал одним из самых выдающихся художников XVII века. Поэтому, если вы до сих пор не ознакомились с его работами, самое время это исправить.

Натюрморт с атрибутами искусства, Жан-Батист Шарден (1766 год)
«Скат», Жан-Батист Шарден (1728 год)
«Мальчик с юлой», Жан-Батист Шарден (1738 год)
Натюрморт с атрибутами искусства, Жан-Батист Шарден (1766 год)
«Скат», Жан-Батист Шарден (1728 год)
«Мальчик с юлой», Жан-Батист Шарден (1738 год)
01 00
Натюрморт с атрибутами искусства, Жан-Батист Шарден (1766 год)
ПОДЕЛИТЬСЯ

Так вот, однажды он нарисовал сына своего друга, увлеченного постройкой карточного домика. Эта картина снискала большой успех, хотя полотен с таким же сюжетом и таким же названием он лично нарисовал еще 4, а не он - еще больше! В XVII веке эта игра вообще была на пике популярности, и написание полотен на данную тему было очевидным трендом. Да и казалось бы, что может быть проще: вот ребенок, вот карты – добавь стол, свет, садись и пиши.

Почти что так, но с небольшой поправкой.

В знаменитой картине Шардена действительно не было ничего особенного. Он не вложил в нее ничего, кроме очевидного - мальчика, увлеченного картами. Однако именно отсутствие идеи и было его основной идеей. Дело в том, что огромная часть картин с играющими детьми были не просто портретами, а некими аллегориями и символами. Они изобиловали деталями, явными и скрытыми намеками и чем только еще! Художники постоянно пытались добавить какую-нибудь интригу даже в самый банальный заказ и создать смысл там, где его не было. И это также было очевидным трендом.

«Карточный домик», Жан-Батист Симеон Шарден (ок. 1737)

Но великий художник не был бы великим художником, если бы думал и действовал так же, как все, и философия Шардена была в смысловом упрощении, а не усложнении произведения. Для него попытки вложить смысл в изображение ребенка, играющего с картами - бессмысленны, потому что изображение ребенка, играющего с картами, может быть красиво само по себе. Прекрасное - в простоте. Оно очевидно, находится на виду, а значит уже самодостаточно, и попытки усложнить его попросту излишни.

А теперь забавная часть. Не смотря на попытки Шардена, почти в каждом его полотне обыватели находили аллегории, отсылки, аллюзии, двойные, тройные и любые другие смыслы, а полотно «Карточный домик», после смерти автора поступило в продажу с подписью: "Что надежнее: твои планы на будущее или твой карточный домик?"

 

Читайте также: Как 24-летний парень инициирует спасение океана

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).