Женщины в искусстве: Джорджия О’Кифф, "мать американского модернизма" и одна из первых пресижинисток

Искусство
25.05.2018
ПОДЕЛИТЬСЯ
ПОДЕЛИТЬСЯ

Долгое время Джорджию знали не столько как художницу, сколько как жену известного фотографа Стиглица. Ей приходилось доказывать, что иногда цветы — это только цветы, вопреки фрейдистским интерпретациям её творчества. Но все это не помешало ей стать известным во всем мире автором.

Сегодня в рамках спецпроекта с видеолекторием WiseCow  мы расскажем о «матери американского модернизма» Джорджии О’Кифф.

 

 

Джорджия О’Кифф родилась в 1887 году в городке Сан-Прери, штат Висконсин, вторым ребенком в многодетной семье ирландцев, работавших на молочной ферме. Быть художницей она решила в совсем юном возрасте, еще до окончания средней школы. В восемнадцать Джорджия поступила в Чикагский институт искусств. В институте ей не пришлись по нраву чрезмерный консерватизм и ориентация на классическое европейское искусство. Поэтому вскоре она перешла в более новаторское и демократичное учебное заведение — в Студенческую лигу искусств в Нью-Йорке, бывшую тогда центром художественной жизни США. Во время учебы Джорджия зарабатывала на жизнь преподаванием рисунка в своей родной школе.

 

 

Однажды Джорджия посетила выставку эскизов Огюста Родена и познакомилась с ее организатором, фотографом Альфредом Стиглицем. Именно Стиглиц помог ей создать первую персональную выставку работ в абстракционистской манере. Он сделал ей выгодное предложение: оставить работу в школе и в течение целого года не заниматься ничем, кроме живописи. Джорджия согласилась. Немного позднее она согласилась и на другое его предложение: пара поженилась.

«Красный и желтый»

Альфред Стиглиц активно фотографировал Джорджию, и эти фотопортреты принесли ей специфическую славу: многие знали о ней именно как о жене известного фотографа. В связи с этим ее собственные работы критики рассматривали с фрейдистских позиций, вопреки ее негодованию. В результате Джорджия порвала с абстракционизмом и переключилась на цветы, но и в них критики почти единогласно увидели эротические намеки. И все же О’Кифф стала известной художницей. Вот только брак этого не выдержал.

 

 

После развода О’Кифф научилась водить машину и приобрела модель «Форда» «А». На этом автомобиле она самостоятельно путешествовала по Нью-Мексико, делая зарисовки в стиле пресижинизм (от англ. precision точность, четкость). Это направление в американской модернистской живописи, сформированное в 20-х годах XX века, характеризуется механистическим, геометрически выверенным визуальным языком. Пресижинисты были разрознены, они не объединялись и не издавали манифестов. Их живопись пребывала под сильным влиянием фотографии.

 

 

О'Кифф экспериментировала с изображением цветов еще в своем классе средней школы, где учитель объяснил, насколько важно исследовать цветок, прежде чем рисовать его. До середины 20-х она увлеклась совершенным изображением цветов. «Цветочный» цикл интересен тем, что растения показаны будто через увеличительное стекло. При этом практически все полотна отличаются значительными размерами.

Первую картину из серии «Петунию No.2» широкая публика увидела весной 1925 года на выставке Seven Americans («Семеро американцев») в Галерее Андерсон.  

 

Параллельно О’Кифф работала над циклом пресижинистских городских пейзажей, вдохновленных нью-йоркскими небоскребами. Картина «Черный ирис III» вызвала у зрителей ассоциации с вульвой и была интерпретирована во фрейдистском ключе. Критики и публика провозгласили сексуальную энергетику цветов О'Кифф несомненным фактом, вопреки протестам художницы. Некоторые и вовсе находили ее работы порнографическими. Согласно биографу О'Кифф Роксане Робинсон, отрицание заманило художницу во фрейдистскую ловушку, когда отрицание означает только отказ признать вину и провоцирует еще более злостные обвинения. А по мнению Эдмунда Вилсона, в основном эрос скрывался «в глазах смотрящего».

 

 

В преклонном возрасте Джорджия О'Кифф переехала в Нью-Мексико, на Гоуст-ранчо. Суровые ландшафты вдохновили ее на создание цикла работ, изображающих голые скалы, выжженную солнцем землю и черепа животных. Ветер в этих местах такой сильный, что временами художнице было сложно удержать мольберт. Когда жара становилась невыносимой, она заползала под машину.

Любимыми местами О'Кифф были скалы Плаза Бьянка и гора Серро Педернал в 150 милях от ее жилья. «Это моя персональная гора, говорила О'Кифф. — Она принадлежит мне. Господь сказал, что если я нарисую ее достаточно раз, то он подарит ее мне». О тех местах она писала: «Кажется, что здешние скалы практически нарисованы для тебя, но только кажется до тех пор, пока не попробуешь нарисовать их сама».

Джорджия отправилась в свое первое кругосветное путешествие уже на склоне лет. Ее секретарь помогал ей в работе над последними картинами. Это были облачные пейзажи, вдохновленные видами из иллюминаторов.

 

Джорджия О'Кифф была избрана членом Американской академии искусств и литературы, членом Американской академии искусств и наук. Указом президента Джеральда Форда ей присудили Президентскую медаль Свободы, высочайшую награду для гражданских лиц в США. Прожив почти век, она умерла в возрасте 96 лет в Санта-Фе. По ее завещанию тело было предано кремации, а прах развеяли над ее любимой горой Педернал. За 70 лет творческой жизни Джорджия О'Кифф создала более трех тысяч работ.


Автор курса: Мариам Найем
Редактор: Лена Кушина

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).