Новые великие кутюрье: кто сегодня создает высокую моду?

Тренды
03.04.2018
ТЕКСТ: Мария Хализева
ПОДЕЛИТЬСЯ
И нет, это не парижские марки. Мария Хализева об остарбайтерах в мире haute couture.
ПОДЕЛИТЬСЯ

Консерватизм в стразах

Занимательная статистика: в одном из интервью великий Жан-Поль Готье проговорился, что его Дом моды регулярно обслуживает 60-80 индивидуальных клиентов, в то время как кутюрное подразделение марки Elie Saab, которая пять лет доказывала свое право стать член-корреспондентом Синдиката высокой моды, одних только свадебных платьев отшивает порядка трехсот в год. Успешные остарбайтеры haute couture умудряются зарабатывать, не имея дойных коров – косметических и парфюмерных линий, и продолжают в изобилии свозить в Париж свои платья, выполненные в востребованном жанре «Я – богиня». Так, совсем недавно стабильную гостевую прописку на кутюрной неделе получил бренд из Тель-Авива Galia Lahav, основанный потомственной швеей с русскими корнями, а в параллельной программе закрепились сириец Рами аль-Али и сестринский дуэт из Стамбула Dice Kayek.

На Милле платье из нейлона, замшевые туфли, SCHIAPARELLI
На Кукле платье из органзы и тюля, замшевые туфли, SCHIAPARELLI

На рынке портновского волшебства действуют прозаичные законы спроса и предложения, которые легко объясняют феномен трудовых мигрантов. Важны три момента: низкая конкуренция на рынке одежды, в которой 70 % швов выполняется вручную, богатейшие традиции декоративных ремесел, дешевизна ручной работы за пределами Европы и четкое понимание запросов целевой аудитории – ее ядро сейчас составляют дамы из глубоко патриархальных и консервативных в вопросах стиля стран Персидского залива, Центральной и Восточной Европы, стран СНГ и Юго-Восточной Азии. Так, например, представительница высшего арабского света заказывает в сезон до тридцати кутюрных нарядов стоимостью от 20 тысяч евро и не требует ничего сверхъестественного: строгие нравы и традиционное понимание красоты избавляют дизайнера от необходимости напрягать мускул креативности.

 

Восточные сказки

На Милле кожаные топ и юбка RONALD VAN DER KEMP, кожаные туфли 
JEAN PAUL GAULTIER, серебряные серьги, инкрустированные бриллиантами, MEROLA
На Кукле атласные платье и тюрбан RONALD VAN DER KEMP, серебряный браслет, инкрустированный бриллиантами, MEROLA

Самая многочисленная диаспора в от-кутюр – ливанская. Истории выходцев из «ближневосточного Парижа» похожи как их коллекции: детские эскизы, сестры в качестве моделей, первые заказы от соседок, собственное ателье, парижский подиум и венценосная клиентура. Самоучка Эли Сааб первое платье сшил в 9-летнем возрасте, в 2000-м дебютировал в Париже, а сегодня управляет своей кружевной империей из 5-этажной штаб-квартиры в центре Бейрута. В небоскребе неподалеку раскинулись ателье, шоу-румы и офисы Зухаира Мурада, которого на январской кутюрной неделе в Париже уличили в неуважении к культуре коренных народов Америки, и Жоржа Хобейки – сына легендарной бейрутской портнихи, дипломированного архитектора и бывшего стажера Chanel, запустившего недавно именную коллекцию мебели.

С миллениумом бурные нефтяные потоки унесли титул региональной столицы люкса из Бейрута в Дубай. Главная местная звезда – филиппинец Майкл Синко, выпускник Central Saint Martins. В своем творчестве дизайнер предельно честен: он любит говорить, что вещи Michael Cinco выглядят дорогими просто потому, что они такими и являются. За свою 15-летнюю карьеру он сотворил уйму платьев «на выход», но, похоже, поворотным для него станет то, которое видели немногие, – прошлым летом в платье Michael Cinco вышла замуж наследница империи Swarovski Виктория. 46-килограммовый подвенечный наряд с 8-метровым шлейфом и 50 тысячами фамильных кристаллов стоил порядка миллиона долларов – для Дубая такая арифметика важнее даже, чем допуск на подиум Недели высокой моды в Париже.

 

От-кутюр на стероидах

На Кукле сатиновые пальто и юбка, блуза из тюля, кожаные пояс и туфли CHRISTIAN DIOR
На Милле шелковое платье, золотые серьги CHRISTIAN DIOR

Шальные деньги и неуемная страсть к «наряжательству» подпитывают и китайский кутюрный бум, который, как и ближневосточный, опирается на национальные декоративные традиции. Веками тамошняя знать жила в запутанной иерархической системе, требовавшей серьезных вложений в гардероб, но в прошлом веке всех смыло волной пролетарского гнева и за годы культурной революции руки, владеющие уникальными техниками, практически исчезли. Собственно, с поиска рук и начинала королева китайского индпошива Гуо Пей: она ездила по деревням, где доживали век вышивальщицы китайского королевского двора, и стучалась в дома с вышитыми занавесками на окнах. Сама она начала рукодельничать в детстве, окончила школу легкой промышленности в Пекине и 10 лет проработала на фабрике, выдавая на-гора по тысяче единиц дизайна в год. Интерес к от-кутюр Гуо обнаружила в начале 2000-х, когда вышла замуж за бизнесмена, промышлявшего импортом дорогого европейского текстиля, а уникальные китайские рукоделия изучала по экспонатам британских и французских музеев – в самом Китае этого добра не найдешь.

На родине отношение к Гуо Пей двойственное: с одной стороны, она одевает партийную элиту и регулярно получает крупные государственные заказы, с другой – передовые деятели национального фэшн-бизнеса во главе с «китайской Опрой» Хонг Хуан пренебрежительно называют ее творчество «вышивкой на стероидах». Как бы там ни было, а она 20 лет работала, прежде чем в 2015 году стилисты Рианны одели свою подопечную в созданное ею 25-килограммовое платье-омлет, и сегодня ее королевство насчитывает более 500 мастеров, которые едва вмещаются в четырехэтажной штаб-квартире. По словам дизайнера, ее студия производит 3-4 тысячи кутюрных единиц в год – такие объемы парижские гранды и за пятилетку не нашьют.

 

Новый фронт

Китайский марш-бросок на Париж начался в 2010-м с открытия шоу-рума China in Paris и продолжился появлением в прошлом году организации под названием New Couture Committee. Вместе с Азиатской федерацией от-кутюр они каждые полгода свозят во французскую столицу внушительный десант дизайнеров из Поднебесной и окрестностей, работающих как в жанре высокой моды, так и в pret-a-porter. За азиатской волной гарантированно случится нашествие кутюрье из Индии и Африки: о том, что тамошняя клиентура становится все более важной, недвусмысленно сообщают кастинги январских шоу. Причем в вопросах понимания и воспевания многообразия женской красоты ливанские кутюрье заметно обгоняют европейских коллег.

Модный истеблишмент смотрит на рукоделие заезжих гостей из развивающихся стран снисходительно, явно отдавая предпочтение более изобретательным экспатам вроде голландца Рональда ван дер Кемпа или японца Юимы Наказато. Однако же стоит отдать должное «консерваторам по расчету»: придумывать новые варианты расшивания тюля пайетками не так просто, как кажется. В конце концов, от-кутюр ведь не судят в категориях новаций и остроты стиля: он ориентирован на вкусы тех, кто платит, а о вкусах не спорят.


ФОТОГРАФ: VIRGILE REBOUL

СТИЛИСТ: JAY HINES
ПРИЧЕСКИ: PAUL DUCHEMIN  
МАКИЯЖ: LORANDY
МАНИКЮР: OKUMU MALOU
МОДЕЛИ: MILLA LAPIDUS, KOUKLA LAPIDUS
ПРОДЮСЕР: DIANA MELNIKOVA
АССИСТЕНТ СТИЛИСТА: CHARLOTTE RUBENSTEIN

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).