22 августа в прокат выходит “Вайнштейн” — документальный фильм о скандальном продюсере, навсегда изменившем киноиндустрию. Пока “Артхаус Траффик” готовят фильм к прокату, мы вспоминаем главный голливудский скандал последних лет и его влияние на общество.
До 2017 года Харви был влиятельным продюсером, обеспечивающим киноиндустрию десятками среднестатистических комедий в год. К 65 годам Вайнштейн заработал миллионы долларов, сделал карьеру и получил несколько статуэток “Оскара”, а вместе с ними и мировое признание.
И вот, 5 октября 2017 года газета The New York Times публикует большое расследование, в котором говорится о сексуальных домогательствах со стороны Вайнштейна. Журналисты выяснили, что харассментом он занимался на протяжении последних 30 лет, а среди его жертв — актрисы Эшли Джадд и Роуз Макгоуэн. Продюсер предлагал обеспечить карьеры актрис в обмен на сексуальные услуги: например, сделать ему массаж или посмотреть, как он моется в душе, но чаще просто принуждал их к сексу.
Реакции общества, как и самого Вайнштейна, не пришлось ждать: продюсер извинился за то, “что принес много боли в прошлом”, но отрицал все обвинения. В последующую неделю Вайнштейна уволили из его же компании The Weinstein Company, а список жертв пополнился именами Анджелины Джоли, Гвинет Пэлтроу, Кары Делевинь и многих других актрис. Позже выяснилось, что Вайнштейн просил коллег “прикрыть его” и дать ему второй шанс после прохождения курса психотерапии. Тем временем количество актрис, обвиняющих его в домогательствах, возросло до 80.
Обвинения в харассменте — не новость для Голливуда, где фраза “А ты точно продюсер?” стала грустной реальностью, а не безобидным мемом. Вспомнить хотя бы недавний скандал вокруг фильма “Последнее танго в Париже”: режиссер Бернардо Бертолуччи и Марлон Брандо, сыгравший главную роль, не предупредили актрису Марию Шнайдер о жесткости сцены, чтобы добиться естественной реакции на экране (по сюжету Марлон насилует ее с использованием сливочного масла).
Вайнштейн — не первый голливудский продюсер, которого обвинили в сексуальных преступлениях. Роман Полански годами скрывался от американских властей из-за растления 13-летней девочки, а падчерица Вуди Аллена заявила, что подвергалась сексуальному насилию с семи лет. На другой падчерице (приемной дочери его бывшей жены Мии Фэрроу) он и вовсе женился.
В отличие от других голливудских скандалов, которые замяли благодаря связям и влиянию, судьба Вайнштейна решилась всего-то за неделю. Против него выступили Барак Обама, Леонардо Ди Каприо и Квентин Тарантино, а его жена Джорджина Чэпмен — совладелица бренда Marchesa — ушла от него ради безопасности детей (и своей репутации). Британская киноакадемия и жюри Каннского фестиваля лишили его членства, Голливуд вычеркнул имя Вайнштейна из своего списка. Продюсер лишился работы, расположения, денег и свободы (сейчас он находится в ожидании суда и не имеет права покидать штаты Нью-Йорк и Коннектикут).
В 2017 году стало ясно, что о сексуальных преступлениях уже нельзя молчать, а строить кино на лжи и насилии — не вариант. О домогательствах и принуждении к сексу теперь знали не только в Голливуде: дело Вайнштейна обсуждали и в главных новостных программах, и в соцсетях, и даже в украинской глубинке, на первый взгляд такой далекой от голливудских реалий (во всем, кроме сексуальных преступлений, которые точно так же считаются нормой).
Скандал вылился в движение #MeToo: под хештегом актрисы рассказывали о пережитом насилии на съемочной площадке, а потом к ним присоединились женщины со всего мира с личными историями. В феврале 2018 года голливудские актрисы пришли на красную дорожку церемонии “Оскар” в черных платьях — в знак поддержки движения и борьбы с харассментом.
После истории с Вайнштейном сексизм в Голливуде не исчезнет. Во главе кинокомпаний сейчас стоит целое поколение влиятельных людей, для которых сексуальные домогательства считаются нормой. Но знание того, что одно неверное предложение может стоить им карьеры (и $44 миллионов, как в случае с Вайнштейном), ограничит их безнаказанность.
Даже сейчас, спустя почти 2 года после скандала, креативная индустрия продолжает раскрывать все новые преступления. Яркий пример в моде — обвинение фотографов Марио Тестино и Брюса Вебера в сексуальном домогательстве моделей. Инстаграм-аккаунт Diet Prada, посвященный плагиату модных брендов, теперь говорит и о профессионалах индустрии, которые позволяют себе совсем не достойное поведение. Например, Маркус Хайд, фотограф Ким Кардашьян и Арианы Гранде, или дизайнер Гоша Рубчинский, который давал несовершеннолетним моделям работу в обмен на обнаженные фотографии.
Подобные скандалы вызывают много вопросов. Можно ли восхищаться творчеством человека, который оказался насильником? Можно ли считать “Последнее танго в Париже” классикой мирового кино, зная неприятные подробности съемок? Нельзя называть работу автора плохой только из-за того, что сам он не очень хороший человек. Но только не в том случае, когда в своей работе он причиняет вред другим людям.
Эффект Вайнштейна коснулся не только “богатых и знаменитых”: злоупотребление властью случается во всех сферах жизни. За хештегом #MeToo последовали реальные обвинения и судебные дела, положившие начало борьбе с “культурой изнасилования” (общественными нормами, которые располагают мужчин к сексуальным преступлениям и заставляют женщин поверить в то, что это нормально).
Мир не изменится за минуту, харассмент не исчезнет после очередного скандала. Культура изнасилования глубоко проникла в сознание каждого из нас, и избавиться от нее будет не так просто. Но обсуждение проблемы — это всегда первый шаг к ее решению. Хотя бы за это мы можем поблагодарить Харви Вайнштейна.
Читайте также: Почему медийные личности идут в политику?