Диетическая индустрия – такая, какой мы знаем ее сейчас, – сформировалась относительно недавно. В не таких уж далеких 1960-х человек рисковал быть неправильно понятым, если бы заявил во всеуслышание о том, что он флекситарианец или приверженец палеодиеты. Однако это вовсе не значит, что минувшие десятилетия озаряла звезда пищевой вседозволенности. Исключение белков из рациона, виноградные монодиеты, тотальные очистки организма и удары электричеством с целью похудения… Вот лишь верхушка айсберга того, на что добровольно соглашались сотни и тысячи экспериментаторов прошлых поколений.
Более того, на заре XX в. все эти процедуры в духе сай-фай-хоррора не только практиковались, но и стоили денег. Что толкало и толкает людей на подобные пищевые депривации и ограничительное поведение? Зачем мы веками ищем «самую полезную» и «самую зловредную» еду, попеременно меняя первую со второй местами в зависимости от эпохи? Ответ на все эти вопросы, вероятнее всего, прозаичен – мы чертовски мало двигаемся. Тотальная гиподинамия провоцирует лишний вес, а следом за ним – обсессивные поиски способов с ним расправиться. Для сравнения: уже сейчас среднестатистический европеец и американец тратит на 150 ккал меньше, чем его родитель в аналогичном возрасте. А в глобальной перспективе эта разница еще более заметна. Так, согласно последней актуальной статистике энергозатрат, опубликованной в медицинском журнале PLOS One в 2013 г., современный незадействованный в физическом труде американец тратит на 360 ккал меньше, чем его неработающий сверстник в 1960-х.
Если брать в расчет среднесуточный рацион в 2 500 ккал, такая разница в энергозатратах выльется в целых 15%. Таким образом решается вся пищевая преемственность и семейные паттерны питания. Ведь если мы будем питаться по модели наших родителей, то станем неминуемо набирать вес. Мы – уже не они и расходуем энергию совершенно не так. И тут вступает в игру рынок, где спрос рождает предложение. Ну а экстремальный спрос рождает… экстремальные предложения?
Именно поэтому еще в далекие 1940 гг. на свет появилась буквально Ева для всех диет. Эдакая праматерь детоксов и прочих способов принудительно избавить свой организм от всего лишнего. Речь о жидкой диете Master Cleanse. В ее основе – принцип питания juice cleanse, и до сих пор адептами такого питания выступают многие селебритис, блогеры и прочие энтузиасты. Что ж, соки вместо еды и правда ведут к похудению, однако стоит отметить, что в 80–90% вариантов этой диеты рацион человека ограничен потреблением не более 1 000 ккал ежедневно. Нет никакой тайны в том, что подобное ограничение калорийности ведет к уменьшению веса. И если вы по доброй воле предпочитаете овощной сок шоколадке, то и с соблюдением ее у вас не возникнет никаких проблем! Но вот что касается финансовой целесообразности – тут промах.
Как ни старайся, любой вариант Master Cleanse крайне неэкономичен. В США стоимость всего одного дня соковой детокс-программы выльется вам в 50–70 долларов. Наши реалии чуть более бюджетны – от 600 до 900 грн. в день, однако, с поправкой на уровень цен (что здесь, что там), можно заметить, что на эти деньги вы можете купить гору и тележку настоящей качественной и полезной еды! И даже при условии, что вы питаетесь только всем органическим и фермерским. Впрочем, даже самый жесткий вариант Master Cleanse покажется вам цветочками по сравнению с тем, что предлагали диетологи Хорес Флетчер и Джон-Харви Келлог еще раньше, в начале XX в.
Объединенные своей ненавистью к любой белковой пище животного происхождения, эти ученые мужи организовали специальный санаторий, ставший оздоровительной «звездой смерти» той эпохи. Местные пациенты – а среди них, предполагается, были даже Рузвельт с Рокфеллером – выкладывали кругленькие суммы за ряд якобы оздоровительных, но сомнительных с точки зрения медицины процедур. Ежечасные очистки кишечника пробиотической смесью с йогуртом, электрические микротоки и жуткие вибрационные массажи внутренних органов, виноградные монодиеты, включающие от пяти до семи килограммов ягод в день... Все это звучит жутко и неправдоподобно, но что поделать – таким был тогдашний облик индустрии health & diet. Изюминкой всех этих диетических ухищрений был процесс постоянного и монотонного пережевывания еды – так называемый флетчеризм (fletcherism).
Любую пищу, согласно идеям основателя Хореса Флетчера, стоило пережевывать как минимум 32 раза, а лучше больше, вплоть до 100 раз! Каждый кусочек. Время от времени пациентам санатория – видимо, для того, чтобы полностью уйти в отрыв от реальности, – включали во время трапезы специальную «жевательную музыку». Остается надеяться, что это хоть как-то облегчало беднягам процесс многочасового пережевывания… Несложно догадаться, что все эти странные методики отражали не научный подход того времени, а всего лишь личные воззрения их основателей.
К примеру, доктор Келлог, адвентист седьмого дня, не единожды заявлял в прессе, что любое потребление белков в пищу отравляет организм и способствует развитию патогенной флоры в человеческом теле. Иронично, что спустя короткий промежуток времени, в 1970-е, диетический маховик развернется в другую сторону. Изголодавшееся по белку человечество придет и спасет доктор Аткинс. Он-то и заявит на весь мир, что Келлог и Флетчер ошибались, все беды не от белков, а от углеводов.
К слову, его точка зрения, слегка видоизмененная, достаточно популярна и сейчас. Самый же пик популярности «диеты по Аткинсу» пришелся на 1990–2000 гг. Тогда, как по волшебству, сотни тысяч людей поверили, что, раз жиры и белки перевариваются дольше и лучше насыщают, есть смысл питаться только ими, а легкоусвояемые углеводы, которые задерживают воду, стоит просто забыть. Подводным камнем такого стиля питания стала его недолговечность. Ни один нормальный человек не может просуществовать на «безуглеводке» годами. В конечном счете все оказываются перед холодильником с зажатым пирожком в левой руке и горстью макарон в правой.
К тому же, согласно целому каскаду исследований, опубликованных в журнале Nutrition c 2015 по 2019 г., безуглеводные диеты в конечном итоге не проявили себя эффективнее, нежели любые другие диеты, ограничивающие калорийность. И это включая как трендовую кетодиету, состоящую из жиров с углеводным ограничением, так и те диеты, в которых злаки и углеводы не подвергались гонениям. Например, то и дело всплывающая в СМИ палеодиета, или питание «необработанными продуктами», «древними» злаками, спельтой, киноа и т. д. Но если от питания только белками, только жирами или только «древними» злаками ваш организм начнет хромать не сразу, а лишь спустя несколько месяцев, то для любителей помучиться придуманы более быстрые способы сорвать себе ЖКТ!
На ниве соковых детоксов и смузи не так давно засветилось еще более экстравагантное диетическое ноу-хау – питание через трубку. Система эта проста и беспощадна – худеющему в нос вставляют трубку, которая ведет прямо в пищевод. С обратного конца трубка присоединена к насосу, который поставляет испытуемому так называемое жидкое питание. При таких грустных раскладах человек не получает никакой нормальной пищи сутками и как следствие – действительно худеет. Автор этой методики – доктор Оливьер Ди Пьетро, привлекший к себе пристальное внимание СМИ еще каких-то пару лет назад. Примечательно, что в своем интервью ABC News Ди Пьетро охарактеризовал такой способ похудения как «вовсе не экстремальный». Впрочем, о том, как продолжать жить полноценной жизнью с болтающейся трубкой в носу, доктор тактично не стал распространяться. Да и стоило ли, если ответ очевиден?
Ну и напоследок – о здравом. В следующий раз, когда СМИ предложат вам есть все «только такое» – только белковое, углеводное, обезжиренное, жирное или только в виде смузи, –вспомните опыт прошлых поколений детокса и бедолаг из санатория Келлога и Флетчера. Так ли вы хотите позволять бизнесменам спекулировать на вашем простом человеческом желании – быть здоровыми и подтянутыми?
Читайте также: Безглютеновая диета — кому подойдет, какие продукты можно есть
Пескетарианство: Плюсы и минусы диеты