Рассказываем о женщине, чьи талант и настойчивость еще сто лет назад доказали, что можно быть лучшей в деле, которое считается исключительно мужским.
Знакомьтесь: Дора Каллмус. Родилась в 1881 г. в Вене, в богатой еврейской семье, глава которой был известным адвокатом. После ранней кончины матери воспитанием Доры и ее сестры занималась бабушка, хотя поддержку отца Каллмус чувствовала всегда – быть может, это тоже повлияло на успех, которого она добьется.
В начале ХХ в. женщине было тяжело получить высшее образование. Искусство тоже считалось занятием только для мужчин, особенно если речь шла о фотографии. К сожалению, данных о том, почему Дора заинтересовалась именно «светописью», не сохранилось. Известно, что двадцатичетырехлетняя и незамужняя, что по тем временам было странно и необычно, Каллмус посещала студию фотографа Ганса Макарта. Полученные знания и талант помогли ей стать первой женщиной, допущенной на теоретические курсы Венского научно-исследовательского института графики. Позже Дору приняли в Ассоциацию австрийских фотографов. И вновь она была первой.
После непродолжительного обучения в Берлине девушка вернулась в родной город, где в 1907 г. при финансовой поддержке семьи открыла фотостудию Atelier d’Ora. Техническую часть работы взял на себя ее бизнес-партнер Артур Бенда, ведь Дора, хоть и слушала теоретические лекции, не могла посещать практические занятия. В те далекие годы о гендерном равенстве и слыхом не слыхивали. Молодая женщина взяла псевдоним Мадам д’Ора и стала накапливать базу клиентов, параллельно работая над собственным визуальным стилем. Благодаря происхождению из богатой семьи д’Ора с легкостью общалась с представителями австрийской аристократии и мира искусства. Утверждая, что снимает обычных людей, д’Ора делала портреты, например, звезды балета Анны Павловой, драматурга Артура Шницлера, основателя венского модернизма Густава Климта или выдающегося виолончелиста Пабло Казальса. В 1916 г. она сфотографировала коронацию короля Венгрии Карла I и сделала серию портретов всей императорской семьи. С ростом внутреннего и международного успеха д’Ора обратила внимание и на моду. С 1917 г. она сотрудничала с «Венскими мастерскими» – объединением архитекторов, художников, ремесленников и коммерсантов, которые занимались производством украшений, текстиля и предметов роскоши.
Спустя десять лет Мадам д’Ора подарила венское ателье своему партнеру по бизнесу Артуру Бенда, чтобы посвящать все время и творчество Парижу. Столица мировой моды приняла фотографа еще в 1925 г., когда д’Ора заключила долгосрочный контракт с L’OFFICIEL. Вскоре она стала главным поставщиком модных фотографий, запечатлевших новые модели одежды и аксессуаров от Chanel, Balenciaga, Schiaparelli, Жана Пату, Жанны Ланвен…
Многие дизайнеры и художники были друзьями д’Оры. Что примечательно, в начале своей карьеры она подружилась с мадам Аньес, французской модисткой, чьи шляпы были популярны с конца 1920-х до 1940-х гг. Эти отношения имели большое значение для карьеры д’Оры, поскольку головные уборы были самым важным модным аксессуаром для женщин того времени.
Стоит отметить, что журнал L’OFFICIEL не всегда был неразрывно связан с фотографией. Первые десятилетия своего существования основное внимание издание уделяло очень большим статьям, новостям, насыщенным профессиональным сленгом. Частично визуальный язык любимого многими издания сформировался под влиянием Доры Каллмус. Можно сказать, что модный журнал развивался в ногу с самой fashion-фотографией.
Раннее фотоискусство было нацелено на фиксацию предмета или субъекта. Важным было сходство, а не творческое самовыражение фотографа. Однако мир искусства в начале ХХ в. был подвержен изменениям, быстро реагировал даже на технические новшества, используя их в собственных целях – для поиска нового визуального языка. Такие творцы, как д’Ора, не боялись экспериментов, что позволило привнести в эстетику журнала новые практики и подходы. Пока рисунки сопровождали отраслевые публикации, культовая женщина-фотограф своими снимками помогала создавать образ кутюрье и других знаковых личностей эпохи.
В 1920–30-х гг. членами редакции и авторами L’OFFICIEL были в основном мужчины. Поэтому контракт с Каллмус стал по-своему уникальным явлением, ведь журнал, ориентированный на женщин, был практически лишен их же голосов при формировании содержания.
Через свой объектив д’Ора передавала женскую чувствительность, которая захватила читательниц. Она представляла героев своих съемок как активных субъектов, которые были главнее камеры – транслировали через нее уникальность своей личности.
Благодаря работе с L’OFFICIEL д’Ора позволила женщинам увидеть себя на страницах журнала участницами рассказа, а не пассивными объектами, цель которых заключалась в том, чтобы быть элегантно одетыми для удовольствия мужчин.
В конце 1930-х гг. имя Мадам д’Оры начало исчезать из L’OFFICIEL. Когда Европа оказалась на грани войны, фотограф продала студию и уехала из Парижа. Хоть Дора и приняла католицизм в 1919 г., ее еврейское происхождение заставило сбежать в небольшой городок Виши, где она пряталась в монастыре до конца войны. После ее окончания Каллмус больше не работала с модной фотографией. Вернувшись в Париж, она начала фотопроект с Организацией Объединенных Наций, в рамках которого фотографировала выживших в лагерях смерти женщин. Последним ее проектом стала серия снимков, сделанных в парижских скотобойнях. В поздние годы работы д’Оры стали мрачными и гиперреалистичными, отражающими мир, который навсегда изменила война. Фотограф с глубокой болью переживала потерю большей части семьи во время холокоста.
Дора Каллмус ушла из жизни в 1963 г. в Австрии. За свою пятидесятилетнюю карьеру д’Ора сделала около 200 000 фотографий. Безусловно, все современные модные журналы в большом долгу перед ней за бесстрашие и создание блестящей хроники моды, а еще – за фиксацию гламурной и темной стороны искусства.
Читайте также: Звезда Studio 54 и муза Хельмута Ньютона: История дизайнера Эльзы Перетти