Апологет беспредметной живописи и основатель супрематизма Казимир Малевич целью своего творчества считал перекодировку живописи от подражания изображаемой вещи до ее творческого преобразования. В своей работе «О новых системах в искусстве» художник говорил: «Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию». В честь Дня рождения художника рассматриваем многообразие его картин и стараемся приспособиться к их постижению.
Дама на остановке трамвая, 1913
Городской музей Амстердама
Малевич считал классическое искусство закостенелым и отжившим в своей сущности. Пути наполнения его актуальными смыслами он искал в алогизме, трансрациональности, деконструировании и монтировании пластических элементов для выражения идей и ощущений, выходящих за пределы конвенционального мироощущения. Композиционная и сюжетная неопределенность этой картины позволяет ей выражать пластичность реальности — конкретные категории распадаются, уступая место опоре на внутреннюю структуру. Таким образом, создается некая воображаемая реальность, которая благодаря своей универсальности является более истинной, чем обыденная натуралистичность.
Автопортрет в двух измерениях, 1915
Городской музей Амстердама
Как и многие художники, Малевич часто заглядывал внутрь себя, рисуя автопортреты. Среди множества подобных работ, исполненных в разной стилистике, именно эта картина написана в жанре супрематизма — то бишь, с помощью геометрических фигур. Написанный в том же году «Черный квадрат» включен в нее в качестве ключевого элемента.
Белое на белом, 1917
Музей современного искусства, Нью-Йорк
Помимо черного и красного, этот квадрат является одним из трех супрематических квадратов Малевича, а также считается чистым примером беспредметности. Он написан двумя оттенками белого — теплым и холодным. По словам самого художника, он является «толчком к обоснованию миростроения как «чистого действия», как самопознания в чисто утилитарном совершенстве всечеловека.
Скачет красная конница, 1928-1932
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Эта картина была единственной из всех работ художника, которую признавала советская власть и которая была включена в официальную историю и искусствоведение. Мотив понятен: она воплощала в себе события Октябрьской революции. Изображение поделено на три части — земля, люди и небо, — отсылающие к основным свойствам мироздания, которые должны лечь в основу нового мира, который стремилась создать советская власть.
Спортсмены, 1932
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Композиция картины построена на основе цвета и ритмики и игнорирует привычное пространственно-временное измерение реальности. Абсолютная симметричность и одновременное обезличивание спортсменов использованы для передачи самой сути таких понятий, как динамика и энергия. Очищение сюжета от конкретных категорий применялось Малевичем для максимальной универсальности передаваемых ощущений.
Читайте также: За 5 хвилин до: Як український актор Віталій Салій перетворюється на Казимира Малевича задля зйомок фільму