Игорь Абрамович в проекте MAVERICKS: «Искусство — это даже не хобби. Это просто моя жизнь»

ПОДЕЛИТЬСЯ
Украинские первооткрыватели в совместном проекте L’Officiel Online и Glenfiddich
ПОДЕЛИТЬСЯ

В 1887 году Вильям Грант основал дистиллерию Glenfiddich в Шотландии. Заручившись поддержкой своих девятерых детей, он создал компанию William Grant & Sons, которая является сегодня одной из немногих сохранившихся семейных компаний по производству виски в Шотландии.

Как и Вильям Грант, герои нашего проекта — настоящие mavericks, первооткрыватели, которые не боятся рисковать и менять правила игры. Герой нашего шестого материала Игорь Абрамович — самый известный арт-дилер страны и представитель украинского искусства на всех ключевых аукционах: Sotheby’s и Phillips.

С чего начинается ваш день? У вас есть какой-то особенный утренний ритуал?

Я очень много путешествую, поэтому сложно говорить о каких-то утренних традициях. И все же ни одно утро не начинается без зарядки — я считаю, этому нужно уделять хотя бы 20-30 минут в день. В киевской квартире у меня есть небольшой спортзал, а если я остаюсь в загородном доме, то по утрам иду бегать в лес или еду туда на велосипеде. Это прекрасное место: свежий воздух, поют птицы, а иногда можно встретить даже косулю. Затем я завтракаю с семьей и отправляюсь на работу. В путешествиях все немного иначе. Например, в Лондоне я иду на пробежку в Гайд-парк. Здесь мы часто встречаемся с друзьями-художниками: в кафе, что неподалеку от озера, мы пьем кофе и завтракаем. Кстати, здесь можно встретить старых друзей, которых не видел уже много лет, и каждый раз меня это удивляет. В Нью-Йорке я всегда поутру стараюсь вырваться в Централ-парк: я люблю природу, а в этом шумном мегаполисе ее часто не хватает. В Лос-Анджелесе проще: я всегда останавливаюсь в Санта-Монике, неподалеку от океана и песчаного пляжа. В общем, где бы я ни был, я начинаю утро с пробежки или зарядки. Нужно уделить время себе, а затем можно заниматься делами.

Если не говорить о работе, какую роль в вашей жизни играет искусство?

Не могу назвать искусство работой. Это даже не хобби. Это просто моя жизнь. Это то, во что ты окунулся с головой, и ты уже не можешь различить, где твоя работа, а где искусство. Если ты занимаешься искусством, это всегда любовь и страсть. Не бывает так, что поначалу человек продавал коньяк, затем — машины, а теперь решил заняться искусством. Конечно, здесь есть место коммерции, как и в любом бизнесе, но в искусстве важно быть искренним. Без этого никак.

По каким критериям вы отбираете художников, с которыми работаете?

Работа с искусством — это история про интуицию. Я выбираю те работы, которые мне близки к сердцу, схожи по мировоззрению с моим. Я должен их чувствовать. К тому же я знал многих художников до того, как начал с ними работать, а сейчас мы и дружим, и работаем. Каждый из них — близкий по духу мне человек. С молодыми авторами происходит та же ситуация: я знакомлюсь с ними, изучаю их работы, стараюсь их узнать. Должно пройти время, чтобы почувствовать их творчество и понять его. Так завязывается дружба и приятное сотрудничество.

Что говорят об украинском искусстве, которое вы представляете за границей?

Украинским искусством интересуются. За границей всегда ищут новые имена и новые работы. А Sotheby’s, кстати, приезжают к нам раз в год, чтобы посмотреть, что у нас происходит и о чем говорят наши художники. Мнения, конечно, разные, но чаще всего говорят, что привлекает неординарность подхода и то, как отражаются в работах художников особенности местного констекста и богатый исторический бэкграунд. Современное украинское искусство сформировалось на стыке эпох и культур, в нем живо ощущение эксперимента и поиска, чего часто не хватает, например, западному зрителю. Сейчас еще очень вырос спрос на скульптуру. Иностранцы часто удивляются, что наши скульпторы делают все вручную, а не отливают работы, например, в Китае. Их это искренне шокирует.

Расскажите о трудностях в работе арт-дилера. Есть ли что-то, что вас раздражает или расстраивает?

Пожалуй, расстраивает то, что обеспеченные украинцы особенно не интересуются искусством. Хотелось бы, чтобы они обращали внимание и покупали это. Безусловно, это вывело бы наших авторов и их работы на новый уровень. Но у нас появилась молодежь, которая очень увлечена и буквально горит этим. Это внушает мне надежду. Еще меня расстраивает отсутствие времени. Я хотел бы больше смотреть, изучать и общаться с новыми художниками и, конечно, проводить время с семьей.

Существует ли у вас какая-то идея, которая сегодня кажется нереализуемой?

Есть, и она одна такая — построить частную фондацию современного искусства в Киеве. Не музей (это все-таки немного сложнее), а именно фондацию — разумеется, некоммерческую, — куда бы могли прийти люди и посмотреть на современное украинское искусство. Я хотел бы показать его историю — с конца 80-х и до сегодняшнего дня. У нас ведь есть что показать: множество замечательных художников — и молодых, и тех, кто уже ушел из жизни.

В чем вы считаете себя первым (в Украине)?

Я не хотел бы так выражаться: «первый», «второй», — я не люблю такое. Но у меня были поставленные цели: например, я был первым украинским куратором в лондонской галерее Saatchi Gallery. Я хотел это сделать, и я это сделал. Saatchi представлялась мне идеальной площадкой для презентации украинского искусства из-за своей высокой популярности и возможности, чтобы как можно больше людей увидело проект и узнало о культуре современной Украины. Тогда я был очень рад видеть множество посетителей. Но еще большим восторгом для меня было, что приходили и дети разного возраста, они садились и начинали зарисовывать работы. Одна китаянка сидела часа полтора у одной работы. Это же удивительно.

Как вы воспринимаете критику?

Совершенно спокойно. Но я не люблю «шумы», я предпочитаю конструктивный диалог. Да, конечно, не все бывает гладко, и часто твое мнение не совпадает с мнением того, кто, возможно, опытнее и знает больше тебя. И в таких случаях гораздо лучше, если человек аргументированно высказывается, а не на повышенных тонах, со всплеском эмоций. Нам не нужны негативные эмоции: критика на то и критика, чтобы становиться лучше каждый раз. В жизни ведь бывают разные полосы — и черные, и белые, и красные, и какие хочешь, — и здесь важно прислушиваться к профессионалам и доверять себе. Это та история про интуицию.

Как вы предпочитаете отдыхать?

Люблю активный отдых на природе — в лесу или океане. Шум океана и ветер — это ведь совсем не так, как на море. За это люблю Португалию, Лос-Анджелес, и мне очень понравилось в Бордо. Удивительные места — они очень вдохновляют. А совсем недавно я открыл для себя Карпаты. К слову, я только оттуда вернулся — мы отдыхали там с семьей. Это потрясающие пейзажи: горы буквально дымят под чистым голубым небом. Мы с детьми там лазили по горам, ездили на велосипедах и квадроциклах. Такой отдых очень расслабляет. И я всем партнерам-иностранцам советую туда отправиться. И каждый раз они в восторге. Особенно хвалят гуцульскую кухню: драники, бограч и паприкаш.

А что делает вас счастливым?

Семья, конечно. Мы из тех, у кого есть семейные обычаи. Раньше, еще в советское время, мы собирались в доме родственников по линии мамы. Это было далеко, но все как-то добирались: кто на повозках, кто пешком — и приносили с собой черный хлеб. Это некий символ богатства: если приносишь хлеб — значит, в семье все будет хорошо. Мы накрывали на стол, общались, веселились в кругу большой семьи. А потом мы все разъехались по разным регионам Украины — и все же стараемся собираться раз в несколько месяцев, по субботам. Это семейный ритуал, нечастый, к сожалению, — я часто в отъездах. Еще я очень счастлив, когда чувствую себя и работы своих художников нужными. Большое счастье, когда твою работу ценят, а ты добиваешься своих целей.

Какой у вас девиз?

Как всегда, только один: «Только вперед и не сдаваться». У нас других нет. Может, это банально, но нужно любить жизнь и наслаждаться ею. Самое главное — оставаться искренним и любить жизнь.

Как вы относитесь к статусным вещам — дорогому алкоголю, например?

Не могу сказать, что я особенный фанат, но иногда мы собираемся с друзьями покурить сигары, выпить виски или вина. Мне это нравится, я люблю хорошее вино. В последнее время появились друзья, которые отлично разбираются в алкоголе. Мне бы тоже хотелось этому научиться, но на это ведь нужно время. К слову, недавно мы путешествовали по Шотландии и там были на разных дегустациях. Это очень интересно.

Именно с Glenfiddich начинается история односолодового виски. В 1963 году Сэнди Грант Гордон, правнук Вильяма Гранта, отправился в Нью-Йорк и произвел революцию, познакомив мир с Glenfiddich Straight Malt. 
 
Односолодовый виски Glenfiddich производится на дистиллерии уже более 125 лет и на сегодняшний день является самым титулованным в данной категории в мире.
Фотограф: Сергей Васильев
Продюсер: Диана Мельникова
Место проведения съемки: ресторан Leo
ПОДЕЛИТЬСЯ
ВЕЩЬ ДНЯ
19.11.2024
Bevza
Ялинкова прикраса «Щедрик»
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).