Любовь во сне и наяву: рецензия на драму Ильдико Эньеди «Тело и душа»:

Искусство
01.12.2017
ПОДЕЛИТЬСЯ
Обладатель «Золотого медведя» Берлинале
ПОДЕЛИТЬСЯ

В украинский прокат выходит фильм «Тело и душа» – новая работа практически классика венгерского кинематографа Ильдико Эньеди. Практически, потому что в ее карьере было слишком много пауз. Иногда они затягивались на пять лет, как в случае с дебютной полнометражной работой Эньеди «Мой ХХ век» и следующим за ней фильмом «Волшебный стрелок», иногда на три года, иногда почти на десять, как стало с картиной «Тело и душа», которая возникла словно ниоткуда на Берлинском кинофестивале в феврале этого года и совершенно неожиданно взяла из рук председателя жюри Пола Верховена главный приз.

Но неожиданно ни в коем случае не означает незаслуженно. Просто в достаточно сильном конкурсе Берлинале-2017 фильм Эньеди не то чтобы затерялся, но точно рисковал остаться незамеченным. У Ильдико получилась пусть тихая, но наполненная юмором, ни на что не похожая, элегантная любовная история. В общем, Пола Верховена остается только поблагодарить за то, что не дал фильму кануть в Лету.     

Наше время. Венгерский город. Скотобойня. Немолодой уже мужчина с увечьем, у него не работает левая рука, возглавляет финансовый отдел предприятия. Его зовут Эндре. На скотобойню устраивается новый специалист по контролю за качеством. Ее зовут Мария, и у нее расстройство аутистического спектра. Это означает, что в случае Марии она может дословно вспомнить разговор месячной давности или когда точно болела ветрянкой в детстве, но с социальной жизнью у нее серьезные проблемы. Точнее, у Марии ее почти нет.

На предприятии происходит ЧП: пропадает препарат – возбудитель для скота. Полиция советует обратиться к психологу, чтобы та выявила сотрудника, способного на такой поступок. Та же, кроме всего прочего, случайно узнает, что двум совершенно разным людям снятся одни и те же сны. Эндре и Мария во сне становятся парой оленей. Они гуляют в зимнем лесу, ищут свежую листву и воду. И еще они влюблены друг в друга. Насколько это возможно у оленей. То есть действительно влюблены.

Психолог принимает все за злую шутку. Эндре и Мария сначала пребывают в некотором шоке, потом начинают потихоньку сближаться. Насколько это возможно у мужчины с искалеченным телом и женщины с легкой формой аутизма. То есть стараются как могут. Результат только может быть самым неожиданным и даже трагичным.

Самое неожиданное открытие, которое делаешь во время просмотра фильма «Тело и душа», – это то, что Ильдико Эньеди сняла ромком. Жанр, давно монополизированный в Голливуде, тем не менее подвластен авторам с других континентов и из других стран. Только подходят они к нему с совершенно другой стороны. Правила остаются те же: перед нами история двух противоположностей, которые сближаются в силу некоторых обстоятельств. Здесь есть обязательные юмор и трагизм, ревность и то состояние, когда все висит на волоске.

Вот только будучи автором уникальным, со своим почерком, который проявился еще в дебютном фильме «Мой ХХ век», Эньеди пропускает жанр романтической комедии через себя, не меняя правил, но подчиняя многие из них себе. Так режиссер переносит первую встречу героев в область метафизического. И не только первую встречу: Эньеди вообще противопоставляет мир материального, телесного миру духовному. Подсказка тут заложена в самом названии фильма.

Делает она это с легкостью и до определенной степени известной простотой. Место действия хоть и носит страшное название «скотобойня», но Эньеди не спекулирует на неприятных сторонах работы предприятия. По сути нам показана всего одна сцена с разделыванием туши животного. Для режиссера, и для зрителя уж точно, этого вполне достаточно. Сны Марии и Эндре, наоборот, становятся глотком свежего воздуха после наполненной лишними предметами и движениями реальности. В них нет ничего: только природа, тишина и чистота.

Путешествия, в которые отправляются герои во сне, можно трактовать по-разному. Конечно, в первую очередь напрашиваются мысли о душе, предначертании, судьбе и так далее. Но Эньеди не собирается давать конкретные ответы на ускользающие вопросы. Поэтому мир снов может, как ему и положено, быть миром нашего бессознательного. Собственно, это и не совсем важно. Важна же сама связь между этими мирами. То, как события в одном влияют на события в другом и на жизнь Эндре и Марии.

Ильдико Эньеди размышляет в своей картине о связи между двумя влюбленными, о том, как она формируется и в какие дебри может привести. Случай здесь встречается с судьбой и не противоречит ей, а помогает глубже раскрыть причину поступков и их последствий. И проникает в само таинство зарождения отношений.

Это странная картина, и иногда, особенно во второй половине, ей не помешали бы дополнительные часы в монтажной, но двух своих главных героев Эньеди не выпускает из рук до конца, сталкивая их довольно неожиданным образом и сохраняя интригу вплоть до самого финала.

Фильм «Тело и душа» обманчиво безыскусен, но центральная метафора наполняет его каким-то нездешним светом. Простая по своей сути идея, которая вместе с естественной, повседневной актерской игрой выводит картину на совершенно другой уровень. С одной стороны – международный («Золотой медведь», потенциальная номинация на «Оскар»), с другой – прокладывает тропинку к зрительским сердцам. Пусть не ко всем, но те, до кого фильм дотронется, точно об этом не пожалеют.

 

Автор текста: Мирный Валерий

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).