Шерстяной смокинг CARL GROSS, хлопковая рубашка VAN LAAK
Образ предоставлен Shopping space DN8
B коридорах нового Театра на Подоле на Андреевском спуске еще пахнет краской и отполированным деревом, здесь совсем недавно закончили ремонт и начали показывать спектакли. Пока актеры разучивают пьесу в прозрачной репетиционной, на сцене щелкает затвор камеры – центральная роль сейчас отдана главному герою современной украинской литературы Юрию Андруховичу. После фотосессии для L’Officiel Украина писателя ждут телеэфиры и интервью, с них начнется новый этап в его диалоге с публикой, ведь совсем скоро она прочтет его книгу, работа над которой длилась ни много ни мало 27 лет.
Роман «Коханці Юстиції» состоит из восьми с половиной историй, рассказывающих о преступниках, осужденных системой и наблюдающей толпой. Перед читателем возникнет череда эпох, образов, узнаваемых событий, историй любви и страсти, зависти, ненависти, предательства и холодного расчета. Студент Мирослав Сичинский, застреливший польского графа Потоцкого, средневековый аферист Альберт Вироземский, выдававший себя за священника, торговец Марио Понграц, отважившийся при помощи магии остановить старение любимой жены. Исследуя исторические факты, анализируя причины и следствия, изучая поведенческие мотивы героев, Андрухович наделяет их духом и плотью, придает их действиям мотивацию – он словно оживляет их, чтобы дать читателю шанс понять, что такое справедливость и может ли она сосуществовать с прощением. «Это повод говорить о противоречиях человеческой психологии, социально это очень важный момент – понять реакции ненависти, которые возникают в обществе и направляются на конкретного человека, этот эффект дает знать о себе и сегодня, пусть не на уровне публичного сожжения, но на уровне публичного порицания», – рассказал автор. Все персонажи книги – антигерои из прошлого, но писатель тонко «вшивает» в нее актуальные месседжи, аккуратно и почти незаметно вспоминая флешмоб #MeToo или намекая на сегодняшнюю тотальную страсть к видеомейкингу.
«Мне было интересно, куда меня приведет этот текст, – делится Юрий. – Я попал в игру, которую сам для себя придумал. У меня были исторические факты, которые нельзя было менять, и вокруг этого я должен был создать рассказ, выстроить собственное расследование. Самыми захватывающими стали моменты, когда я перечитывал написанное и видел, что мои версии начинали работать».
Для исследований он кропотливо изучал архивы, привлекал историков и краеведов. На создание самой первой новеллы о «прекрасном разбойнике» Самийле Немырыче еще в 1990 году Андруховича вдохновила одна-единственная фраза из весьма объемной книги польского историка Владислава Лозинского, которую, к слову, ему, тогда молодому поэту, посоветовал знаменитый писатель Валерий Шевчук. В 1992 году Юрий выпустил свой первый роман «Рекреации», в котором его герой сообщает, что создаст повесть в новеллах под названием «Мерзавцы». Правда, сам Андрухович признается: он уже давно позабыл о написанном, – и шутит, что из этого получилась бы неплохая мистификация. Игра в заблуждения – один из любимых литературных приемов писателя, но в новой книге он честно предупреждает своего читателя, что роман – параисторический, а значит, не стоит искать в нем достоверности.
Замысел о создании «романа в сериях» возник у Юрия в 2013 году, когда его друг, киевский архитектор Вадим Заплатников, посоветовал использовать красивое число восемь с половиной, напоминающее об интеллектуальных кинопоисках Федерико Феллини. Тогда он и решил, что к уже готовым трем рассказам о героях-нечестивцах необходимо добавить новые истории и объединить их в одну книгу.
В том же 2013-м из рассказа о мошеннике Альберте Вироземском режиссер Ольга Михайлюк создала мультимедийный спектакль, который вот уже четыре года собирает аншлаги от Львова до Мариуполя. Здесь Андрухович не только соавтор, но и актер, который выходит на сцену и вместе с певицей Ульяной Горбачевской и музыкантом Марком Токарем играет свою роль в перформансе. Сцена для писателя, начинавшего 30 лет назад в составе литературной группировки «Бу-Ба-Бу» с разудалых арт-вечеров, за последние десять лет стала новым полем для творчества и самовыражения. Несколько месяцев назад он представил уже пятую пластинку, записанную с польской группой Karbido, неустанно экспериментирующей в диапазоне от джаз-панка до импровизации и авангарда. «Музыка дает мне серьезную эмоциональную подзарядку и более непосредственный контакт с аудиторией, нежели когда я выступаю, просто читая текст. Литературное произведение ты пишешь сам, а музыку создаешь с живыми людьми, у которых есть свои творческие принципы, амбиции, и нужно все это объединить, чтобы все получили удовольствие. Крайне ценно, когда удается этого достичь», – признается Андрухович. Если несколько лет назад такая рок-н-ролльная жизнь со сценой, выступлениями, переездами, сменой городов и лиц была необходима, то сейчас, по словам Юрия, ему опять больше всего нравится рабочий стол, компьютер и процесс написания текстов.
Кажется, что Андрухович идет по жизни абсолютным счастливцем. Семья, друзья, поклонники и поклонницы всех возрастов, очереди за автографами, а также возможность не только заниматься любимым делом, но и пробовать себя в новых ролях, которая приносит ему удовольствие и еще большую популярность. На вопрос, бывали ли в его жизни провалы, Юрий делится очень личным переживанием: «У меня есть условный комплекс отличника, в середине 2000-х я свыкся с тем, что я номер один. Но так может быть в спорте, но не в искусстве. Это проходящее. Когда на тебе сконцентрировано так много медийного и человеческого внимания, ты начинаешь верить в это, сначала в тебе есть заинтересованность, а потом люди переориентируются: «Так он Нобелевскую премию до сих пор не получил!» И в такой ситуации могло возникнуть чувство, что меня забывают, что каждое мое выступление может обернуться провалом. Мне кажется, сегодня я точно все это уже преодолел».
Шерстяной смокинг CARL GROSS, хлопковая рубашка VAN LAAK, оксфорды FRANCESCHETTI
Его присутствие в Сети сведено к минимуму, но все же имя самого известного писателя в стране и одного из самых узнаваемых украинских писателей за границей, автора пяти романов, шести поэтических сборников и многочисленных переводов, досконально владеющего английским, немецким и польским языками, часто попадает в водоворот скандалов. А его высказывания в еженедельных колонках иногда вызывают нешуточные страсти, которые потом еще долго раздаются эхом в интернет-пространстве. «Есть одна закономерность, – говорит Андрухович. – Вспышки возмущения на мои слова возникают, когда я совсем этого не ожидаю. Одна из моих теорий – это моя карма, я от этого никуда не денусь. Это иррациональная вещь. А вот привыкнуть к этому невозможно, ты же не знаешь, когда это произойдет в очередной раз, а происходит очень болезненно. Но ничего, я справляюсь».
Следующий год он начнет с презентаций новой книги и небольшого тура с проектом «Безкінечна подорож, або Енеїда». Только что в Театре имени Ивана Франко прошли премьерные показы спектакля «Разбитый кувшин». Эту пьесу немецкого драматурга Генриха фон Клейста актер Остап Ступка выбрал для своего 50-летия и попросил Юрия Андруховича перевести ее на украинский язык. Предновогодний месяц писатель собирается провести дома, в Ивано-Франковске, планируя следующий шаг. Возможно, это будет новый роман или киносценарий, а может быть, поэзия, которую так ждут его поклонники. «Сейчас у меня есть несколько открытых коридоров, и это идеальное время, чтобы что-то начать», – держит интригу Андрухович и обещает рассказать обо всем в новом году.
Текст: Наталья Васюра
Фотограф: Александр Маслов
Стилист: Евгения Скварская
Груминг: Людмила Агаханова
Ассистент стилиста: Ярославна Бондаренко
Продюсер: Диана Мельникова