Анна Звягинцева, художница
Влияет ли искусство на моду, по вашему мнению? И если да, то как?
Я думаю, в мире все вещи влияют друг на друга, причем достаточно непредсказуемым образом, иначе мы бы ходили ровными дорогами и умирали бы от скуки. Я планирую сделать проект с Ясей Хоменко. Моя последняя выставка отчасти про телесность, и мы подумали, что можно продолжить развитие этой темы в одежде.
В чем главное предназначение художника в Украине?
Быть художником или художницей в Украине — это уже вызов, уже задача, порой кажущаяся непосильной. И я считаю, что если все мы будем бороться за нормальные условия труда в нашей профессиональной сфере, то от этого выиграем и мы, и остальное украинское общество. А так, как и везде в мире, предназначение художницы/художника состоит в том, чтобы заниматься искусством как познавательной практикой, все время переосмысляющей собственные средства и методы.
Одна вещь, которую вы презираете в современном искусстве Украины.
Презрение вызывает сглаживание углов в вопросах институализации искусства и рабочих условий тех, кто его производит. Среди большинства из них до сих пор считается неприличным говорить вслух о конкретике труда и оплаты — это как будто снимает лоск привилегированности и убивает дух «возвышенного занятия».
Из-за чего вы чаще всего волнуетесь?
Нет тут главного пункта, и список бесконечен. Человек вообще волнуется, пока жив.
Что такое талант?
Это возможность.
Что вам нравится и не нравится в вашей работе?
Нравится, что я ее делаю, не нравится — что есть дедлайны.
Как вы относитесь к феминитивам?
Очень хорошо отношусь к феминитивам и всячески их практикую.
Ваша главная слабость?
Не думаю, что это кому-то интересно, кроме меня.
Что нужно для того, чтобы быть хорошим художником?
Прозвучит пафосно, но как есть: любить искусство. Еще интерес к непредсказуемости мира играет роль.
Какую свою работу вы можете назвать знаковой?
«Клетка» 2010 года. Выделяю ее потому, что с нее я начала осознанно двигаться как художница, видеть линию, которая мне интересна. И у этой работы появилась своя дальнейшая жизнь, периодически она попадает в различные выставки, в разные контексты, заставляющие смотреть на нее по-разному.
Расскажите больше о художественном направлении, в котором вы работаете?
Сквозь все, что я делаю последнее время, проходит красной нитью мысль о быстром рисовании, о рисунке-записи. Я всячески обыгрываю эту тему — например, переводя линии своих рисунков в металлическую скульптуру или в анимацию. Для меня это идея «рисования как техники мышления».
В чем вы видите значимость Киевской биеннале для украинской культуры?
Большое событие привлекает больше людей. Имея приставку «биеннале», легче найти деньги, расширить круг участников и участниц и зайти на новые территории. Где-то в списке сотен мировых биеннале есть и киевская, на культурной карте есть еще одна точка. И это релевантное событие, оно имеет свое признание, свою международную включенность. Но мне бы хотелось, чтобы такие события в том числе и проявляли тот факт, что современное искусство у нас существует в области неназванного, неописанного, непроговоренного, и поэтому само с трудом может разговаривать с местной аудиторией. Важно, чтобы «биеннальное» событие не было самоцелью, а только средством понимания того, что происходит здесь с искусством и обществом.
Анна Цыба, кураторка
Влияет ли искусство на моду, по вашему мнению? И если да, то как?
Как показывают история моды и история искусства, да — постоянно и непосредственно. Знаковые образы из художественных произведений часто становятся примерами для подражания.
В чем главное предназначение куратора в Украине?
Мне кажется, в том, чтобы, расшифровывая язык современного искусства, приблизить к нему общество.
Одна вещь, которую вы презираете в современном искусстве Украины.
Не могу сказать, что я что-то презираю. Но мне кажется забавным, что в инфраструктуре вокруг современного искусства, как и в современной украинской политике и других сферах общественной жизни, важнейшим фактором остается так называемое кумовство.
Из-за чего вы чаще всего волнуетесь?
Пожалуй, из-за неопределенности.
Что такое талант?
Очевидно, возможность добиться впечатляющих результатов, не прикладывая столько усилий, сколько необходимо кому-то другому, чтобы достичь того же.
Что вам нравится и не нравится в вашей работе?
Мне повезло, поскольку сейчас я имею возможность лишь изредка прибегать к отчужденному труду ради заработка. Направлений моей работы несколько: я пишу, занимаюсь исследовательской деятельностью, работаю в художественной институции VCRC, с недавних пор — делаю выставки, а также регулярно выполняю разнообразную работу по дому и многое другое. И по большому счету мне все это нравится. Но на этом мой интерес не исчерпывается, и я надеюсь попробовать себя также и в некоторых других направлениях творческой, и не только, работы. Мне очень не нравится выполнять однообразный и бесконечный рутинный труд — но мало какой род деятельности его вовсе не подразумевает.
Как вы относитесь к феминитивам?
Поскольку я определяю себя через женский гендер, то однозначно — кураторша. А если, к примеру, говорить на украинском, то этот вопрос оказывается лишенным всякого смысла, так как украинский подразумевает окончание «ка» и наличие множества феминитивов с незапамятных времен. Современный русский язык уже также обогащен феминитивами, так почему же их не использовать?
Ваша главная слабость?
Лень, приводящая к нехватке компетенций, которая естественным образом порождает отсутствие уверенности, порождающее, в свою очередь, бесконечную прокрастинацию.
Что нужно для того, чтобы быть хорошим куратором?
Похоже, что наличие адекватных и свежих мыслей и ознакомленность с трудами художников.
Какую свою работу вы можете назвать знаковой?
Мою работу в Центре визуальной культуры. Не какой-то проект, а совокупно всю работу, целью которой остается существование и развитие этой независимой и критической институции. За уже практически десять лет существования ЦВК всем причастным приходилось очень много трудиться, заниматься неоплачиваемой рутиной, часто — жертвовать личными перспективами, иногда — преодолевать страх. Но мне кажется, результатом мы можем гордиться.
Расскажите больше о направлении, в котором вы работаете?
Если говорить о кураторстве, то в этом деле я пока не большая специалистка. Потому опишу этот род деятельности словами польской кураторши Моники Шевчик, директорши галереи «Арсенал» в Белостоке, которая много лет курирует художественные выставки. Для нее идеал куратора — это акушер, который помогает художнику или художнице родить на свет свое произведение. Я же пока не знаю, согласна ли с ней.
В чем вы видите значимость Киевской биеннале для украинской культуры?
Я бы сказала, что она имеет значение не только для украинской культуры, так как является актуальной для всего мира, более того — задающей тенденции мировому течению. Та Киевская биеннале, которую уже второй раз делает Центр визуальной культуры, в связи со своим экспериментальным форматом является одной из авангардных наряду с Афинской и Берлинской биеннале.
Дана Космина, архитекторка
Влияет ли искусство на моду, по вашему мнению? И если да, то как?
Я считаю, что искусство влияет на все направления, которые нас касаются. Оно является самым свободным методом для самовыражения, и таким образом и архитектура, и дизайн зависимы от художественного выражения. Бывают такие случаи, когда мода и есть чистое искусство.
В чем главное предназначение архитектора в Украине?
Если мыслить рационально — безусловно, в получении максимальной прибыли и выгоды от заказа. Что мы видим в глобальном смысле в архитектуре сейчас? Это строительство огромных, несоизмеримых с человеческим масштабом, комплексов, у которых дизайн недолговечен. Существует пропаганда, что надо извлекать максимальное количество денег из квадратного метра.
Антиподом хотелось бы видеть не строительство и создание нового, а вовлечение того старого, что у нас есть, и его трансформации. Это гораздо сложнее, чем срезать и уничтожать все подчистую.
Например, та же Воздвиженка, про которую сейчас многие говорят с иронией и понимают, насколько это недолговечно. Но такое есть, и об этом нужно говорить — культ тотального потребления, для которого мы предоставляем возможность.
Одна вещь, которую вы презираете в современном искусстве Украины.
Заигрывание и неискренность. Когда человек работает не с тем материалом, которым живет, а искусственно подбирает тематики. А результат получается вторичным.
Что такое талант?
Я не знаю.
Что вам нравится и не нравится в вашей работе?
Не нравится тотальное отсутствие времени для того, чтобы сделать все, что я хочу. А нравится — что есть много чего, что хочу сделать.
Ваша главная слабость?
Не верить порой в финальный результат.
Что нужно для того, чтобы быть хорошим архитектором?
Не бояться общаться со своими друзьями, коллегами и уметь вести диалог. Быть единоличным в том, что ты делаешь. Быть открытым к другим архитекторам. Важно группироваться и выступать за что-то.
Какую свою работу вы можете назвать знаковой?
Создание летней площадки, летающей тарелки деревянной, которую мы делали в «хащах» (ул. Петровская, 34).
В чем вы видите значимость Киевской биеннале для украинской культуры?
В возможности увидеть и услышать другого, который мог быть откуда угодно. Прецедент, который давал горизонтальные связи между участниками и теми, кто приходил. Нет гипериерархии: все открыто.
Выставка на Житнем рынке стала кульминацией этого.
Оксана Брюховецька, художниця та кураторка Центру візуальної культури
Чи впливає мистецтво на моду? Якщо так, то як?
Очевидно, що впливає. У суспільстві різні сфери взаємовпливові. Якщо поглянути на мистецтво 20 століття або 21-го й на моду, звісно, ми бачимо ті самі модерністські тренди. І розвиток технологій зараз також впливає на мистецтво. Це загальний дух часу.
У чому головне покликання куратора та художника в Україні?
Для мене особисто ці дві позиції об'єднані. Мені працювати як художниці цікаво, але самотньо. Потрібен взаємообмін, пошук однодумців і однодумиць, висловлювання спільного та пошук різних поглядів на одну тему. Колективне висловлювання — більш потужне.
Одна річ, яку ви ненавидите в сучасному мистецтві України.
Ієрархічність, гендерна нерівність та елітизм.
Що таке талант?
Здатність осмислювати і висловлювати свій досвід, проживаючи життя.
Що ви любите та не любите у своїй роботі?
Люблю об'єднуватись і шукати спільне. Не люблю, що самі умови існування мистецтва в Україні складні: задля виживання і грошей треба займатися чимось іншим, — все це ставить певні ліміти.
Що ви думаєте з приводу фемінітивів?
Я підтримую їх, тому що взагалі працюю з феміністичною тематикою. Вважаю, що звільнення жінки та емансипація — усе це є і не може не змінювати суспільство. Мова дуже жива, вона міняється, фемінітиви — логічний наслідок того, що відбувається.
У чому ваша головна слабкість?
В усіх людей у певні періоди виникають різні слабкості. І захоплення чимось може бути слабкістю, важко щось виділити.
Що потрібно для того, щоб бути хорошим художником?
Не можу ставати в позицію, щоб давати такі поради.
Яку свою роботу ви можете назвати знаковою?
Виставка «Українське тіло» 2012 року та трилогія феміністичних проектів останніх двох років – «Материнство», «Що в мені є від жінки?» та «ТEXTUS. Вишивка, текстиль, фемінізм».
У чому ви бачите значимість Київської бієнале Київського Інтернаціоналу для української культури?
Вона продовжила ідеї попередньої бієнале, що називалася «Київська школа» та створила площадку для дискусій довкола мистецтва та політики, а основна локація в «Тарілці» консолідувала архітекторів та громадян на боротьбу за збереження пам’яток київської архітектури. Це дуже важливий низовий громадянський рух.