Сын основателей Assouline Алекс Ассулин о семейном бизнесе, Netflix и устойчивости книгоиздания

Интервью
17.07.2020
ТЕКСТ: Наталья Васюра
ПОДЕЛИТЬСЯ
Книги как искусство
ПОДЕЛИТЬСЯ

Вице-президент Assouline и сын основателей одного из самых известных издательств в мире Алекс Ассулин рассказал L’Officiel-Украина о своей роли в семейном бизнесе, сотрудничестве с Netflix и возможностях устойчивого развития для книгоиздания.

 

История Assouline началась четверть века назад, когда арт-директор Проспер Ассулин и его жена Мартин решили выпустить книгу о любимом французском отеле, – Проспер сделал фотоиллюстрации, а Мартин написала текст. Первые книги они создавали в своих апартаментах, а через пару лет уже открыли офис в Париже, а чуть позже – в Нью-Йорке, Вене­ции, Женеве и Лондоне. Очень скоро семейное издательство начало сотрудничать с известными домами моды и создавать коллекционные широкоформатные книги о наследии и работе знаменитых кутюрье.

В 2001 году Assouline запустили серию Icons, начав с мемуаров сестры Джеки Кеннеди – Ли Радзи­вилл, которая сама пожелала, чтобы ее биографию издавали именно Ассулины. И не прогадала – книга "Счастливые вре­мена" разошлась тиражом в 40 тыс. экземпляров. Несмотря на это, компания не пошла путем массовости, а прочно заняла нишу люксовых лайфстайл-изданий, приравняв создание книг к искусству. Кроме того что над каждым изданием работают лучшие фотографы и художники мира, иллюстрации для части лимитированных книг вклеиваются вручную и обрамляются в эксклюзивную подарочную упаковку.

Невзирая на всеоб­щую digital-революцию, захватившую и книгоиздание, сегодня Assouline продолжает оставаться успешным семейным бизне­сом, под брендом которого не только выпускаются коллекци­онные книги о моде, архитектуре, искусстве и путешествиях, но и создаются авторские библиотеки и открываются книжные бутики по всему миру. Их число в прошлом году пополнилось киевским корнером Assouline, расположившимся в Domio High Concept Store.

Алекс, расскажите, пожалуйста, как вы принимали решение присоединиться к семейному делу? Скажем, в 18 лет вы предполагали, что будете работать в издательстве, созданном родителями?

О, это очень интересный путь. Я рос в этом мире и с самого детства был его частью, наблюдая весь процесс изнутри, да и первый офис издательства фактически находился в моей спальне (улыбается). Я всегда был вовлечен в этот бизнес, каждое лето по возможности помогал родителям. Да и как можно быть не заинтересованным в создании таких вели­колепных арт-объектов? Поэтому, да, я всегда этим интере­совался, учился графическому дизайну, а также маркетингу и рекламе в Университете Конкордия в Монреале, а затем в бизнес-школе Колумбийского университета, после чего при­соединился к семейному делу. Это настоящее благословение ежедневно работать с таким прекрасным продуктом.

Зачастую семейное дело является большим вызовом, поэтому многие люди, наоборот, пытаются разграничить бизнес и семейные отношения.

Наверняка это поймут лишь те, кто работал внутри семейного дела. Да, иногда может возникать некая фрустрация и даже конфликтные ситуации. Но как же это здорово под конец дня осознавать, что вместе со своей семьей ты шаг за шагом создаешь красивый продукт. Я очень счастлив, потому что в нашей семье у каждого, у меня, родителей и брата, есть свои обязанности по бизнесу, мы все хороши в этом и гармоничны в совместной работе. Путь к этому занял пять лет – столько вре­мени понадобилось, чтобы найти понимание развития нашего общего бизнеса и прийти к тому, что у нас есть сейчас.

Издательство Assouline занимает нишу дорогих премиум-изданий, часть книг создается вручную. А есть ли место инновациям в таком бизнесе, особенно учитывая то, что вы изучали digital-маркетинг в бизнес-школе?

Вы правы, когда я присоединился к компании, именно digital-стратегии стали основной частью моих обязанностей.

В то время нам нужно было добавить цифровой аспект, поэ­тому я работал над этим. Это однозначно хорошо с точки зре­ния маркетинга, когда издательство дополнительно к продажам в магазинах и бутиках анонсирует и продает свой контент онлайн.

В прошлом году вы начали коллаборацию с Netflix, издавая книги на основе их самых успешных фильмов, включая "Рому" Альфонса Куарона, "Ирландца" Мартина Скорсезе и "Брачную историю" Ноа Баумбаха. Это тоже часть таких инноваций?

Это не столько вопрос инноваций, сколько способ расска­зать историю по-другому. Компания Netflix хотела подать свои фильмы через иной ресурс, на бумаге, с помощью красивых книг, поэтому мы были счастливы быть частью этого. Мы пла­нируем развивать данное направление, хотя я не могу сказать, что сейчас это наш приоритет. Но мы бы хотели делать подоб­ные проекты и с другими платформами – рассказывать исто­рии, используя разные инструменты, особенно это касается документалистики. На самом деле это не так просто: созда­ние одной книги может занять полтора-два года, необходимо подобрать контент, написать правильный текст, обратиться в архивы, собрать все воедино.

При этом книга "Брачная история" об одноименном фильме со Скарлетт Йоханссон в главной роли вышла практически одновременно с премьерой на Netflix.

Да, мы выпустили ее параллельно с телевизионной премье­рой. Тем не менее стоит учесть, что перед этим, в декабре 2019 года, в США состоялась еще и премьера в кинотеатре. Кстати, мне этот фильм безумно понравился, я всем рекомен­дую его посмотреть.

 

Недавно вы запустили очень интересную экоинициативу, обещая за каждую проданную книгу высаживать одно дерево.

Около полугода назад я задумался над этим, поскольку хочется, чтобы каждый бизнес был максимально устойчивым. Конечно, я понимаю, что полностью перейти на устойчивую модель крайне тяжело, но все компании должны сделать шаг навстречу, это их обязанность. Для нас это тоже непросто, потому что бумага является основой нашей продукции, поэтому мы решили высаживать деревья за каждую проданную книгу. Сначала мы сделали это там, где возникли самые большие проблемы, – в лесах Амазонии в Перу мы высадили 25 тыс. растений в честь нашего 25-летия. А с января мы начали это делать в лесах, которые служат для нас источником сырья. Сей­час сотрудничаем с итальянскими фабриками, иногда работаем с производителями из Румынии и Финляндии. Нашим партне­ром стала организация One Tree Planted, у которой есть доступ ко всем этим местам, они помогают нам быть частью такой инициативы. Рад, что у нас получается быть частью устойчивого развития, также я рассматриваю другие направления, в кото­рых мы можем шаг за шагом улучшать ситуацию. Скажем, мы не можем использовать бумагу из переработанного сырья, поскольку наши издания требуют высшего качества, однако то, что нам по силам, мы обязательно сделаем.

Книги Assouline – это коллекционные издания, которые вы выпускаете в разных сериях. Но наверняка у вас есть бестселлер, самое успешное издание?

В 2008 году мой отец Проспер решил, какой должна быть основная коллекция издательства, – это книги большого размера, в которых каждая иллюстрация вклеивается вруч­ную. Интересно, что в то время, когда главным направле­нием книжной индустрии стала диджитализация, он увидел тренд в абсолютно противоположном подходе – в создании премиум-изданий, которые и стали нашими бестселлерами, в частности, серия книг о путешествиях. Мы фокусируемся на лайфстайл-темах, всем, что касается образа жизни. Мы не сходим с ума по маркетинговым новинкам, это не наш подход. Свою стратегию мы вырабатывали все 25 лет нашего суще­ствования для того, чтобы понять, кто наши реальные клиенты и как снабжать их лучшим продуктом. Поэтому этот бизнес и остается семейным – если мы не чувствуем связь с какой-то темой или направлением, мы не делаем этого. Сегодня мы издаем около 60 наименований в год и хотим оставаться в этих рамках, но планируем расширять линейку о разных городах, так как видим, что эти книги находят большой отклик у покупа­телей. Сейчас мы готовим издание о Сен-Тропе, мои родители ездили туда несколько месяцев назад для съемок, а я побывал в Марокко, чтобы выпустить книгу об этой стране. Это и есть та вещь, которая нас действительно заботит, это можно назвать видением людей Assouline и стилем жизни. Потому что мы приносим наш мир через контент, через визуальную составля­ющую, даже через музыку, звучащую в историях, которые мы рассказываем в наших книгах.

Украинская книжная индустрия очень молодая, могли бы вы дать несколько советов для наших издателей? Например, как можно достичь успеха в этом бизнесе, не потеряв в качестве?

Это самая важная вещь. Нужно помнить, что качество сегодня – это то, то ценится больше всего. Это главное. Если вы начинаете что-то делать некачественно, люди сразу это видят. Также, запуская издательское дело, стоит задуматься, что кон­кретно вы хотите делать и каков ваш рынок? Скажем, вы собираетесь издавать премиум-продукт или рассчитываете на массовый спрос, делаете ставку на текст или на иллюстрации? Если ваш бизнес давно запущен, но что-то идет не так, нужно оглянуться назад и вспомнить, чего вы хотели. В нашем сек­торе Coffee-Table Books не так много игроков, однако мы все хороши в своем деле, поэтому среди нас нет особых соревно­ваний. Если вы найдете четкое место в вашей матрице, то, где вы хотите находиться с вашим продуктом, вас будет ожидать успех.

Я не могу вас не спросить об Аззедине Алайя – для всего мира он был одним из величайших кутюрье, но для вас он был крестным, а для вашего отца – близким другом. Насколько тяжело вам было работать над книгой о нем и его наследии?

Он был одним из моих лучших друзей. В 1992 году Аззедин Алайя показал последнюю коллекцию в классическом фор­мате сезонных показов, а мой отец сделал много снимков в ателье в период подготовки и на самом шоу. На их основе он решил создать небольшую книгу, но тогда были не лучшие времена для этого. После смерти Аззедина мы решили издать ее с дополнениями, чтобы отдать ему дань уважения. Я был горд этой работой, это невероятное наследие, которое люди должны видеть, Алайя был необычайным кутюрье, и наблюдать за ним в ателье было чем-то неимоверным. Да, он был одним из самых дорогих для меня людей.

Напоследок не могли бы вы рассказать, какую книгу сейчас читаете и на каких носителях, – предпочитаете современные гаджеты или вы олдскульный читатель, выбирающий исключительно бумажные книги?

Вы знаете, я купил электронную книгу только в прошлом году, мне нравилось ею пользоваться. Однако уже буквально через месяц я потерял ее, потому что она такая маленькая. А что касается самих книг, то сейчас я вернулся к чтению романов, в основном французских авторов.

Это современные писатели?

Нет-нет. Это все старая добрая классика. Из-за того, что я читаю все, что готовится в нашем издательстве, времени на остальную литературу остается не так много. Я пытаюсь его структурировать: на английском читаю, как правило, нон-фикшен-книги, которые помогают мне развиваться как лично­сти и бизнесмену. А на французском – художественную литера­туру, например, я люблю Фредерика Бегбедера. Сейчас читаю "Парфюмера" Патрика Зюскинда, мне нравится этот роман, очень чувственная книга.

Читайте также: Как это было: Открытие книжного корнера Assouline Publishing в Domio

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).