Из первых уст: Как проходит международный театральный фестиваль в Эдинбурге

Искусство
04.09.2019
ТЕКСТ: Елена Мигашко
ПОДЕЛИТЬСЯ
5 причин поехать в Эдинбург
ПОДЕЛИТЬСЯ

В этом году театр “Мизантроп”, известный скандальными и бойкими проектами в Киеве, рискнул и вывел искусство современного театра в Украине на международную арену: компания показала “Короля Убю” на одном из самых крупных мировых фестивалей – эдинбургском Фриндже. Ребята все еще отдыхают после 10-дневного забега с нон-стоп-показами, уличными парадами, собирают отзывы британской прессы, радуются неожиданным фидбэкам. И пока “Мизантроп” финалит последние этапы постпроцесса, мы расскажем о том, зачем это нужно и чем полезно – ездить на Фриндж, если вы театр.

Думаю, всем знакомо понятие “американская мечта”. Это такая утопическая фантазия, в которой ты садишься на самолет и вдруг оказываешься в пространстве безграничных возможностей: все свободны, все равны, все вольны предлагать себя/ свои услуги/ свой товар, и единственное ограничение в этой сладкой, увлекательной центрифуге счастья: “все стоит ровно столько, сколько за это готовы платить”.

У театралов тоже есть такое место – “мекка свободы”, своего рода биржа возможностей, и называется она Эдинбургский Фриндж. Легенда о Фриндже как о рае для исполнителей берет начало в 47-ом: тогда чинный, устоявшийся регламент Эдинбургского международного фестиваля, призванного после Второй мировой исцелить европейцев, нарушили восемь компаний, не вошедших в основную программу. Ребята собрались и без всякого официоза, без всякой бюрократии показали свои шоу на улице Королевская Миля.

Вскоре один британский журналист наделил эту выходку (да и, собственно, сами шоу) смачным эпитетом “fringe” – “маргинальный”. С тех пор характер этого “показа напролом” лег в основу концепции уже полноценного фестиваля. Эдинбургский Фриндж – это даже не сотни, а тысячи платных и бесплатных шоу, разбросанных по городу, это целые толпы “зазывал”, почерпнувших свои методы пиара у средневековых уличных торговок, это экспериментальный сайт-специфик, сосуществующий рядом с мимами, это гул уличных музыкантов, играющих все: от традиционных стенаний волынки – до собственных песен под гитару. От окраины и до центра, от церковных алтарей и до городских бассейнов – все становится в летнем Эдинбурге площадкой для выступлений.

Однако свобода и гибкость границ подразумевают большую ответственность. Конечно, функции Фринджа к нашему времени сильно изменились: из пространства тотальной свободы фестиваль превратился в арену суровой рыночной конкуренции. За короткий период показов, действия контракта нужно успеть все: собрать зрителей, найти новых продюсеров, прокоммуницировать свой спектакль внутри фестивальной тусовки (желательно – среди “крупных игроков” основной программы) и, в идеале, отбить деньги за аренду, заработав на гонорары артистам (театральные компании-участники Фринджа везут шоу за свой счет).

Строго говоря, город-фестиваль сегодня – это такое место, где вы можете за день стать дочерней компаний Роберта Уилсона, а можете потратиться на все возможные виды рекламы, оставшись ни с чем.

Тем не менее, причин для поездок у артистов Украины, желающих выйти на международную аудиторию, все еще более чем достаточно. И вот почему.

Быстрый старт и внимание прессы

Несмотря на то, что каталог с программой Фринджа ежегодно насчитывает более трехсот страниц, вероятность того, что к вам заглянут европейские или американские журналисты, действительно велика. Едва ли это сразу будет Лин Гарднер, долгие годы пишущая для The Stage, или ВВС радио, но вполне возможно, что совершенно не ожидая и не рекламируя шоу в подобных кругах, вы познакомитесь с популярным англоязычным блогером или локальным медиа, как это случилось у театра “Мизантроп”. Да-да, даже если вы играете свой спектакль под открытым небом в никому неизвестном сквере.

Летний Эдинбург – место сбора не только артистов, вздыхающих фланёров (потенциальной публики) и жадных до диковинок туристов. Это также особо наэлектризованный профессионалами воздух. Сегодня Фриндж все так же привлекает режиссеров и критиков, выманивая их из отглаженной, чистоплотной академической среды, соблазняя идеей горизонтальности и демократии. Он во многом остается “рупором авангарда”: пресытившиеся хорошим и разнообразным театром британцы приходят сюда для того, чтобы увидеть нечто пробуждающее, ведь, говоря об основной программе, журналисты зачастую хорошо знают, что именно им покажут и как об этом писать.

Короче, будьте уверены: пресса действительно ходит на спектакли Фринджа (и мы видели это своими глазами!) Единственное – никогда не угадаешь, что именно за критерии приведут ее на ваше шоу: это может быть название, жанр-дискурс, строчка в описании, загадочная афиша. Но упустить свой шанс, – шанс, который однажды выпал Саре Кейн и Славе Полунину, которым удачно воспользовался даже украинский режиссер Виталий Малахов, получив рецензию The Guardian, – было бы обидно.

Неформальный старт и коллаборации за пивом

На Фриндже вы можете удачно осуществить то, над чем многие локальные группы пыхтят годами, пробиваясь сквозь душный лес больших институций. Где-нибудь за элем в характерном “тусовочном” месте Фринджа, или на вечеринке-открытии вы вполне вероятно встретите продюсера, предлагающего вам тур по Китаю, актера европейского уровня, внезапно готового к коллаборации, хоть и не отвечающего на письма целые месяцы, большого режиссера, решившего прокомментировать ваше детище. Главное – оказаться в нужное время и в нужном месте, а остальное природа человеческого общения сделает за вас. Так, политический спектакль театра “Мизантроп” посмотрели актеры одного из ведущих режиссеров в русле документального/ политического театра Мило Рау. Нужно ли говорить, что такие контакты могут привести к очень, очень эффективным прорывам в будущем.

Быстрые деньги

Если же у вас нет амбиций стать новым словом в истории театра, вы не рассчитываете прослыть большим экспериментатором, или попросту вы – солист/ посредник, заботящийся в первую очередь о выгодных турах, ваш вариант – stand-up comedy, музыкальная комедия, шоу-кабаре или травестия. Из-за невозможного притока туристов подобные вещи здесь пользуются большим спросом: грамотно все организовав, сосчитав соотношение затрат на рекламу с искрометностью своего разговорного или музыкального номера, вы можете неплохо заработать.

Группы, приехавшие на Фриндж, как правило, показывают свои работы целыми сессиями: например, ежедневно в 15:00 десять дней подряд. Это прекрасный способ охватить определенную прослойку туристов, зачастую рассчитывающих провести примерно это время в городе. Люди, которые приходили к вам в первый день (если только ваша искрометная комедия действительно была искрометной), расскажут об этом кому-нибудь еще, а те – знакомым своих знакомых. Фриндж доказывает: сарафанное радио никто не отменял!

Школа промоушена от одного из крупнейших фестивалей

Такие вещи как фестиваль без концепт-слогана, без айдентики, фестиваль “для друзей” в региональном ДК возможны, увы, только в Украине. Да что и говорить, даже ряд вполне неплохих, масштабных проектов здесь – опыт компромисса, решения в последнюю минуту, неизвестности и хаоса. Эдинбург (что Фриндж, что международный) в этом смысле – огромная машина, хоть и дающая сбои, но в целом отлаженная настолько идеально, насколько это вообще осуществимо сегодня, учитывая масштаб мероприятия и доступные инструменты коммуникации.

Если вы не готовы к тому, что ваши спектакли всю жизнь будут показывать только в Херсоне или во Львове, а рассчитываете на международную историю и серьезные гастрольные туры для своей компании, Эдинбург может стать отличной школой продюсирования и пиара. Скажем прямо, достаточным уровнем подготовки для организации международного сотрудничества в Украине, за редким исключением, не обладает никто. В Эдинбурге же все – от подачи заявки и до подготовки полиграфии, таргетирования, выбора площадки – четкий и регламентированный процесс, требующий от вас кристального понимания своей цели и профессионализма.

Наращиваем зрительский опыт

Украинский театральный рынок, к сожалению, крайне беден. Ни для кого не секрет, что это влияет не только на текстуру, кислотность и сценарии восприятия публики, но и на художественную потенцию режиссеров/ актеров. Эдинбург, и Фриндж в частности – то самое место, в котором вы можете, особенно если будете строги и честны с собой, определить свое настоящее место на карте мира (и шире – современности), понять свои возможности, ведь здесь представлены все творческие слои сразу: от ведущих, задающих театру направления Мило Рау, Триши Браун, Стивена Фрая (хедлайнеры этого года) и Пины Бауш, Симона МакБерни, Сары Кейн (хедлайнеры прошлых лет) – до “антрепренеров”, приехавших заработать деньги, солистов или групп, о которых пока еще не знает никто. Так или иначе, а программа, охватывающая без малого целый город, расширит ваше восприятие.

Читайте также: Как перестать бояться и полюбить современный театр

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).