Уже второй год подряд Netflix дарит миру отличный новогодний подарок. В декабре 2016-го, как снежный ком на голову упал сериал “ОА” – крайне необычная и волнующая фантастика. В декабре 2017-го на экранах ноутбуков появился сериал “Тьма”. Тоже фантастика и тоже с человеческим лицом. Логика здесь совершенно ясна: и «ОА», и “Тьма” производят эффект взорвавшейся бомбы и в предновогодний период все только и будут говорить о новом шоу. Плюс – со времени выхода второго сезона “Очень странных дел” прошло больше месяца, а значит впечатления от него уже немного притупились. Самое время для нового фантастического сериала.
Начинается все с самоубийства. Вообще события здесь будут разворачиваться довольно мрачные, солнечных дней не предвидится, почти все друг друга не любят, да еще и дети пропадают. Место действия – небольшой немецкий городок Винден. С начала 50-х системообразующим предприятием в нем служит атомная электростанция. Время – тут начинаются проблемы. В центре истории несколько ключевых для города семей и события охватывают их жизнь в разные периоды прошлого века и века нынешнего. Связь между семьями формируется иногда совершенно неожиданная и попытки разобраться в прошлом, настоящем и будущем с одной стороны захватывают, с другой – не позволяют ничего о них толком рассказать: лишние факты испортят впечатление от просмотра.
Что интересно “Тьма” – сериал немецкий. Создавался он под крылом известного стримингового гиганта и соответственно носит на себе отпечаток американского подхода к повествованию, но все же “Тьма” – это плоть от плоти немецкая история. Персонажи здесь не стараются тебе понравиться и явно создавались без поддержки фокус-групп. В кадр не попадает ничего лишнего. За кадром играет тревожная, но лишенная эмоций музыка Бена Фроста. Эмоций лишено не только музыкальное сопровождение. Лица героев зачастую не выражают ничего конкретного. Общая тональность, понятное дело, минорная, но эмоциональных всплесков практически нет. Что производит освежающий эффект. Эмпатия таким образом возникает не из-за поверхностных приемов, а в результате проживания одной истории с персонажем. Работы здесь больше, но и отдача совершенно другая.
Самое главное – не сравнивать сериал с другими детективами. Для наглядности можно сказать, что если у “Очень странных дел” вырвать сердце, то получится “Тьма”, но по мере просмотра начинаешь понимать, что сердце у сериала есть, просто бьётся оно с другим ритмом. И потом по состоянию на 2017 год уже столько всего сняли, что отпадает смысл проводить параллели. Остается только анализировать по факту, отделять хорошее от плохого и радоваться, что хорошее все еще появляется.
Кроме самоубийства, в первых сериях исчезают два ребенка, появляется труп третьего, c неба падают мертвые птицы, во всем городе периодически мигает свет, а в окрестностях появляется загадочный бомж с чемоданом. Когда в четвертой или пятой серии из ночи выплывает черный Роллс-Ройс с инфернальным священником на заднем сидении, в голову приходит мысль, что персонажей стало слишком много, но, во-первых, каждый здесь в итоге сыграет свою роль и, во-вторых, сценаристы (главный – Янтье Фризе) и режиссер (швейцарец Баран бо Одар) все прекрасно понимают сами и снабжают некоторые серии наглядными пояснительными записками, хитро спрятанными в общее повествование.
Хоть сериал “Тьма” и не спешит раскрывать свои секреты, но враги здесь известны более или менее с самого начала. Это неправильные поступки и время. Звучит абстрактно, особенно на фоне серьезных тем, которыми тут иногда прикрываются: радиация, Чернобыль, война, экология. Но факт остается фактом: люди сами все себе испортили.
Человеческие отношения в сериале “Тьма” – это запутанный ад. Бесконечный лабиринт, черная дыра в которой герои бродят всю свою жизнь, переходя с одного витка бесконечной спирали на другой. И не сказать, что попытка его разрушить и выбраться на волю приведет к положительным результатам. Правда ускользает, будущее туманно, в прошлом сплошные ошибки, настоящее обжигает холодом.
Для того чтобы герои могли во всем этом разобраться создатели сериала придумали действенный прием: путешествия во времени. Получилась древнегреческая трагедия, помноженная на научно-фантастический роман. Плюс – интересна сама механика путешествий, связанная с ней околонаучная мифология и инструментарий. При этом у сериала довольно расслабленная структура. Здесь все идет своим чередом и никто никуда не спешит. Идеальный темп для серьезного размышления на тему свободы выбора, предопределенности и судьбы.
Вообще если другие шоу пытаются высказаться о плачевном состоянии дел в настоящем или утолить печали в идеализированных воспоминаниях об ушедших, любимых эпохах, в “Тьме” не происходит ни того, ни другого. Взгляд сериала, несмотря на то что события происходят в трех временных пластах, обращен в будущее. Не зря один из этих трех временных пластов – 2019 год (два оставшихся находятся в прошлом веке). То есть условное настоящее, но не совсем. Два года – срок хоть и небольшой, но функцию свою выполняет. Он дистанцирует события сериала от нашего времени, показывая, что ничего хорошего ждать не надо и человечество продолжит все портить. “Тьма” – крайне пессимистичный взгляд на будущее, что, конечно, никого не отрезвит, но уж точно выгодно отличает сериал от других околофантастических шоу. Что приятно, пессимизм этот не раздражает. Ему хочется понимающе кивнуть.
Здесь смеются над 80-ми, в частности, и над наивным прошлым вообще. Зато наглядно показывают, как одни люди интуитивно, сами того не ведая, выбирают свет, а другие, так же интуитивно, доверяются тьме. Излишне говорить, что последствия их решений гравитационными волнами разлетаются по прошлому, настоящему и будущему. Достоверности способствует выдающийся кастинг: немецкие актеры выгодно отличаются от американских. Они похожи на людей с улицы, а значит им веришь.
Сериал не стремится ответить на свой главный вопрос: ”В чьих руках находится судьба человека? Его собственных, бога или дьявола?”. Что правильно, если учесть, что вопрос этот из разряда риторических. Но в процессе его постановки “Тьма” напугает, развлечет, заинтригует, расширит кругозор, в общем, позволит прожить маленькую жизнь, похожую на одну из тех временных петель, которыми полон ее сюжет.
Автор текста: Мирный Валерий